Направленность психологической подготовки японских военнослужащих (2016)

Ф. Капралов

Современная военно-политическая обстановка развивается таким образом, что Российской Федерации приходится все чаще беспокоиться, не угрожает ли та или иная страна ее национальным интересам. Многих не устраивает сложившийся порядок в мире, а также то, кому что принадлежит. События в Крыму в 2014 году дали возможность ряду стран вновь заговорить о давних территориальных спорах. Например, в соседней Японии вновь стали усиленно обсуждать вопрос о статусе Курильских о-вов. На фоне процесса милитаризации высших эшелонов японских властей возникают опасения, что в Токио захотят перейти к военным методам урегулирования спора. В связи с этим необходимо понять, на что способен японский солдат и стоит ли нам его бояться. Для этого прежде всего рассмотрим систему подготовки военнослужащих сил самообороны Японии, а также влияние ее психологических аспектов на боеспособность армии в целом.

На протяжении длительного периода как в России так и за рубежом, люди, говоря о японских военнослужащих, в первую очередь представляют этакого самурая или камикадзе, смело идущего на смерть. Во многом это обусловлено популярностью традиционной японской культуры, а также образом, сформированным после знакомства с историей Второй мировой войны.

О трагических событиях тех лет и странах, принимавших в них участие, сохранилось множество воспоминаний, написано большое количество книг. И если современный человек захочет найти в Интернете, что же представляет собой японский солдат, то первый же сайт, на который он зайдет, будет содержать обширную информацию о составе, техническом оснащении и подготовке японской армии в годы Второй мировой войны и накануне нее.

Взаимоотношения Японии с ее вооруженными силами некогда служили определяющей характеристикой для существования этой страны. Национальный девиз "Фукоку кёхэй" (Обогащать государство, укреплять армию) был боевым кличем реформаторов, основавших современную Японию в ходе так называемой Реставрации Мэйдзи, начавшейся в 1860-е годы. В первые десятилетия XX века Япония из государства со своей армией постепенно трансформировалась в армию с функциями государства - "сто миллионов сердец бьются как одно", выражаясь языком японской государственной пропаганды военного времени.

В те времена общество милитаристской Японии было в высокой степени готово на любые самопожертвования. Все ее жители служили государству и императорской Японии. Само понятие "государство" считалось священным. Оно было превыше всего. Само государство и его концентрированное воплощение - император были объектом почитания. Люди готовы были отдать все на процветание империи.

Лауреат Нобелевской премии Оэ Кэнд-забуро так вспоминал свои пришедшиеся на войну ранние школьные годы: "Даже ученики младших классов трепетали перед императором. Помню, как тряслись у меня колени, когда учитель спрашивал, что мы намерены делать, если император прикажет нам умереть. Ошибусь - и конец, казалось мне".

Поэтому совершенно не удивительно было и то, что любой японский солдат или офицер, несмотря на серьезные проблемы с оружием или боеприпасами, был готов сделать все что угодно, лишь бы выполнить поставленную задачу по захвату высоты или уничтожению вражеских позиций, даже отдать свою жизнь. Журналисты и писатели превозносили готовность к смерти японского солдата. Они сообщали о воине, который, не намереваясь вернуться живым домой, развелся со своей молодой женой; о сыне, который перед отправкой на фронт попросил мать "омыть" в бане его тело, как если бы он уже был покойником. В такой обстановке и возникла практика регулярного использования японцев-смертников, которые врезались в противника на самолетах, начиненных взрывчаткой, или боевых водолазов, уничтожавших корабли противника.

Однако стоит отметить, что современный японский военнослужащий уже не такой, каким его описывали в годы Второй мировой войны. Во многом это обусловлено тем, что после поражения в 1945 году в стране на законодательном уровне была закреплена невозможность и нежелание японского народа впредь иметь собственные вооруженные силы и средства для наступления. Он должен был стать "хэйвакокка" - мирной нацией.

Исключительно для обеспечения безопасности государства были созданы силы самообороны, но за 70 лет с момента окончания Второй мировой войны японцы ни разу не участвовали ни в одном бою. Не имея возможности доказать свои способности на поле боя и сталкиваясь с превратившимся практически в культ антимилитаризмом, японские силы самообороны за годы "холодной войны" превратились в объект презрения и насмешек.

Вместе с тем на о. Окинава был размещен крупный воинский контингент американских вооруженных сил, который был призван помочь в "обеспечении мира и спокойствия" в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Поэтому естественным становится то, что современный японский военнослужащий за неимением боевого опыта, а также в расчете на помощь со стороны США психологически плохо подготовлен к возможным военным действиям против своих соседей, как, например, в случае конфликта с Китаем из-за о-вов Синкаку (китайское название Дяоюйдао).

Тем не менее не стоит полностью списывать со счетов японские силы самообороны. Размер военных расходов страны законодательно ограничен 1 % ВВП, который настолько велик (6 трлн долларов, что в 3 раза больше, чем у России), что позволило создать чрезвычайно мощную военную машину. Особенно это касается флота, входящего в пятерку крупнейших ВМС мира. Японская армия обладает необходимым потенциалом, чтобы стать довольно внушительной боевой силой.

Так, японская культура с ее традиционным акцентом на сплоченность в коллективе, тщательное планирование любых действий и внимание к мелочам может приобрести особую важность в сегодняшней высокотехнологичной боевой обстановке и оказаться идеальной основой для подготовки современных солдат. Кроме того, силы самообороны страны имеют самую современную боевую технику во всей Азии, включая основной боевой танк четвертого поколения, производимые по лицензии ударные вертолеты "Апач", современные дизель-электрические подводные лодки океанского класса, авианесущие корабли, а вскоре на вооружение поступят и сверхзвуковые реактивные истребители пятого поколения. Вдобавок здесь есть собственные силы специального назначения.

Однако серьезные культурные, правовые и бюджетные ограничения все равно сохраняются. Например, под запретом в Японии остаются наступательные вооружения, такие как бомбардировщики, авианосцы, баллистические ракеты дальнего радиуса действия, и у Токио нет планов обзаводиться ими в обозримом будущем до тех пор, пока это противоречит конституции.

Если говорить о боевом пути японских военнослужащих, который также оказывает значительное влияние на психологическую подготовку, то в период с 1945 года и до наших дней участие контингента японских ВС было ограниченно: силы самообороны в рамках Международных коалиционных сил были размещены на непродолжительное время в Ираке, хотя и там им пришлось полагаться на других, в том числе иракцев, в вопросах обеспечения собственной безопасности. Японские войска оказались настолько чужды насилию, что, когда по чьей-то оплошности произошел случайный выстрел из пулемета, это попало в заголовки всех японских СМИ; в настоящее время японские военные участвуют в миротворческой миссии в Южном Судане и антипиратской деятельности у берегов Сомали. В самой Японии главное, с чем ассоциируются силы самообороны, -это участие в операциях по ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, как, например, после землетрясения в Кобе в 1995 году или в катастрофе на АЭС "Фукусима" в 2011-м.

Помимо вышеперечисленных факторов, как положительно, так и отрицательно влияющих на психологическую готовность японского солдата к ведению боевых действий, следует обратить внимание на ту психологическую атмосферу, в которой вырастает и живет японский военнослужащий. Здесь уместнее всего говорить о традиционном воспитании в государстве, системе ценностей, пропагандируемых в обществе, а также политике индоктринации, проводимой правительством.

Традиционная японская семья - это мать, отец и двое детей. Семейные роли четко дифференцированы: муж -добытчик, жена - хранительница очага. Мужчина считается главой семьи, и все домашние должны беспрекословно ему подчиняться. Основным занятием женщины чаще всего является домашняя работа и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.

Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов "брат" и "сестра". Вместо них говорят ани (старший брат) или отоото (младший брат), анэ (старшая сестра) или имоото (младшая сестра). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей - он считается "наследником". У него больше прав, но, соответственно, и больше обязанностей. Воспитанием детей занимается мама. Отец тоже может принять участие в этом, но это бывает редко.

Первый год ребенок постоянно находится с матерью. Ему ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за ними буквально по пятам. Папы появляются на прогулке только в выходные.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, но широко распространен метод, который можно назвать "угрозой отчуждения". Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. И для него это страшно, так как японец не мыслит себя вне коллектива. Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, а отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа. Дети, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Неудивительным в такой ситуации становится и то, что многие солдаты в Японии тяжело переживают, если их направляют служить вдали от дома, города или населенного пункта, где он вырос и живут его родители. А если его действия на службе подвергаются широкому осуждению со стороны общества и навлекают позор на семью, то нередки случаи суицида и увольнения из рядов сил самообороны.

Пока японскому ребенку не исполнится три года, он находится дома, после чего его отдают в детский сад. Группы в японских детских садах маленькие (шесть - восемь человек). И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить более широкие возможности для социализации. Детей учат читать, считать и писать. Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В ссоры детей не принято вмешиваться.

Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами. Выделять кого-то не принято. "Не выделяйся" - один из принципов японской жизни.

Таким образом, основная задача японской педагогики - воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, группе это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании, что если кто-то из детей высказывает собственное мнение, то он становится объектом насмешек или даже ненависти. Это явление, особенно распространенное в местных школах, получило название "идзимэ" (понятие, близкое "дедовщине"). Вот почему сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие "острой потребности в творческой личности" и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте.

Кроме того, в Стране восходящего солнца отмечается рост инфантилизма у подростков, неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, неуважение к политическому курсу, проводимому в государстве. После детского сада ребенок попадает в школу. Ранее у японских детей был период "вседозволенности". До пяти лет взрослые обращаются с ребенком "как с королем", с 5 до 15 - "как с рабом", а после 15-ти - "как с равным". Считается, что 15-летний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.

В пять-шесть лет ребенок попадает в школу, в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому означает "потерять лицо", оказаться вне группы. "Всему свое место" - один из основных принципов японского мировоззрения. Обучение проходит по 12-летней программе.

В японских школах выстраивается строгая иерархическая структура. Для учителя все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Не существует специальных программ как для одаренных, так и для отстающих детей. В ходе занятий на детей оказывается большое психологическое давление. В школе должны быть все похожи. Зачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли. Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора.

Цель - формировать трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями. Те, кто не выдерживают установленные правила, зачастую серьезно выпадают из общества. Те же, кто справляются с этим, становятся в высокой степени послушными гражданами. В целом акцент в воспитании в школе делается на уважении к человеку и животным, поиске истины, способности чувствовать возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества.

В случае успешной сдачи итоговых экзаменов в старшей школе ученик может подать документы в ряд высших образовательных заведений, которые помогут ему в выборе дальнейшего пути в жизни. Если же тот захотел пополнить ряды немногочисленных сил самообороны страны (по последним данным, они насчитывают около 250 тыс. человек), при этом численность населения страны составляет 127,3 млн человек, то есть на долю сил самообороны приходится лишь 0,1 %), то ему необходимо поступить в национальную академию обороны (National Defense Academy), которая расположена в г. Иокосука (префектура Канагава), и пройти обучение по четырехлетней программе.

Академия, как кузница будущих офицеров сил самообороны для всех видов войск, делает упор на развитие широкого кругозора у курсантов, учит критически мыслить и анализировать информацию, а также развивает в них качества ответственного гражданина своей страны. Система общих и военных дисциплин нацелена на создание у курсанта необходимых качеств для успешного выполнения обязанностей в качестве офицера сил самообороны. Среди предметов, преподаваемых в этом вузе, есть относящиеся как к гуманитарным наукам, так и к точным. Все они не противоречат общим стандартам, предъявляемым к японским университетам, утвержденным министерством образования и науки страны.

По мнению военно-политического руководства Японии, это позволяет курсантам иметь такой же объем знаний, как и у обычного японского студента.

На сайте национальной академии подчеркивается, что подготовка по военным дисциплинам ограничена лишь изучением самого необходимого, но не более того. Отчасти это вызвано и тем, что более 80 % преподавательского состава, а также президент академии являются гражданскими лицами.

Типичный распорядок дня курсанта выглядит так:
в 6:00 - подъем,
в 6:10-6:30 - уборка помещений,
6:35-7:20 - завтрак,
8:00 - подъем флага,
8:10 - построение на утренние занятия,
8:30 - 11:40 - занятия,
12:00 - обед,
13:00 - построение на вечерние занятия,
13:15 - 17:15 - вечерние занятия,
17:15-18:30 - занятие в клубах и кружках по интересам,
17:30 - спуск флага,
17:30 - 19:15 - помывка личного состава в бане,
в этот же период с 18:00 до 19:15-ужин,
в 19:40 - вечерняя поверка,
с 20:00 до 22:10 - время для личных потребностей,
в 22:30 - отбой.

После окончания академия военнослужащий в звании старшины проходит краткий курс доподготовки в течение года в одной из офицерских школ в зависимости от конкретного вида войск, получает звание второго лейтенанта и отправляется к новому месту службы. Кроме того, в последующем офицер сил самообороны Японии может вернуться в стены академии для поступления в адъюнктуру.

Однако стоит отметить, что обучение в школе, а затем в Национальной академии обороны Японии не единственный фактор, влияющий на психологическую готовность японцев к ведению боевых действий. Немаловажную роль в подготовке японских солдат и офицеров играет отношение к военной службе в обществе, а также политический курс, проводимый руководством ВПР страны.

О настроениях в обществе в целом уже было упомянуто ранее. Об этом также говорят и проблемы, связанные с комплектованием сил самообороны. Японское командование вынуждено констатировать возникновение дефицита кадров для назначения на первичные должности. Одной из главных причин сложившейся ситуации является неблагоприятная демографическая ситуация в стране в связи низким уровнем рождаемости. Отчасти из-за этого отдельным пунктом многочисленных программ реформ военного ведомства в Японии стало привлечении на военную службу женщин. На реализацию данного решения и на другие статьи расходов согласно обзору военного бюджета страны на 2016 год на подготовку и комплектование военнослужащих будет выделено более 300 млн йен (около 2,6 млн долларов США).

При этом на протяжении продолжительного периода наблюдается устойчивый рост числа молодых людей, у которых отсутствует интерес к военной службе. Отмечается также обострение проблемы с комплектованием частей и подразделений офицерским составом. Прежде всего это обусловлено снижением мотивации в карьерном росте молодежи в связи с увеличением численности возрастных офицеров, занимающих одну и ту же должность на протяжении нескольких лет.

Если говорить об отношении государства к силам самообороны и их применению, то наиболее показательным в этом плане всегда была так называемая Белая книга, которая публикуется здесь ежегодно. Так, в первой главе "Белой книги 2015 года" сообщается, что обстановка вокруг страны становится все более напряженной, Токио приходится сталкиваться с нарастающим количеством вызовов. Остается неразрешенной проблема территориальных споров. Кроме того, многие соседние страны продолжают модернизировать вооружение и военную технику, усиливают свою военную активность. Возрастают риски, что конфликт в одной стране будет способствовать увеличению напряженности во всем международном сообществе. Также упоминается, что "Исламское государство Ирака и Леванта" активизировало свою террористическую деятельность в Ираке и Сирии, а на территории Украины "Россия ведет гибридную войну", когда трудно определить, какое государство вовлечено в конфликт. Кроме того, в документе указывается, что все чаще возникают угрозы целостности кибер-пространства государств.

Отношению с США правительство Японии также уделяет большое внимание. Утверждается, что кооперация с Вашингтоном по вопросам обороны будет расти. В связи с эти стоит отметить, что помимо регулярно проводимых учений совместно с вооруженными силами США определенное число японских военнослужащих постоянно проходят обучение в американском военном центре в г Якима (штат Вашингтон).

Кроме того, в 2013 году правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) Японии утвердила проект масштабной реформы вооруженных сил. Она предусматривает создание морской пехоты, повышение эффективности системы ПРО и наделение армии правом нанесения превентивных ударов по базам противника. Реформа призвана повысить готовность страны к отражению внешних угроз, прежде всего со стороны Китая и КНДР. Ратующие за такие изменения уверены: силы самообороны активно развиваются - Япония ежегодно тратит на военную отрасль около 44 млрд долларов.

Члены ЛДП считают, что пришло время создать полноценную и полноправную армию. Некоторые их предложения были включены в план развития обороны страны на ближайшие пять лет. А в 2015 году с подачи той же ЛДП парламент Японии внес поправки в законодательство, значительно расширяющие масштабы задач, решаемых национальными ВС за рубежом, в том числе с оружием в руках. Министр обороны Японии назвал это решение историческим событием. Хотя в самой Стране восходящего солнца оно было встречено массовыми акциями протеста.

По мнению западных экспертов, опасения населения не беспочвенны - ввязываться в вооруженный конфликт рядовые японцы из-за некоторых территориальных споров не хотят. Вместе с тем снятие законодательных ограничений деятельности ВС Японии за рубежом происходит с одобрения и при поддержке американцев. "На основании этого теперь уже японские ультра получат официальное право на развертывание гонки вооружений", - отметил в эфире "Голоса России" профессор, доктор юридических наук, академик Академии военных наук России капитан 1 ранга Владимир Галицкий.

В целом следует отметить, что японский военнослужащий в высокой степени подготовлен к выполнению своих задач на теоретическом уровне. Кроме того, у него имеется большее количество современного вооружения и военной техники. Однако важными факторами, все еще влияющими на низкую боеспособность, остаются отсутствие боевого опыта, значительной поддержки со стороны населения каких-либо агрессивных действий по отношению к другим странам, серьезных средств ведения наступательных действий и опыта работы с ними, а также сильная зависимость от вооруженных сил США в вопросах обороны, подготовки и технического оснащения.

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные данные, мы можем утверждать, что направленность психологической подготовки современных японских военнослужащих довольно многогранна. Она зависит от исторических традиций, сформировавшихся в государстве, боевого пути подразделений и частей сил самообороны с 1945 года и до наших дней, системы обучения и воспитания, распространяющейся на всех членов японского общества, политического курса, проводимого правительством и правящей партией, а также от отношения общества и отдельных его слоев к ведению боевых действий и прохождению военной службы в силах самообороны.

Зарубежное военное обозрение. 2016, №4, С. 35-41

 

Всего комментариев: 0
avatar