Вооруженные силы Исламской Республики Иран ч1 Военная доктрина (2018)

Сажин Владимир Игоревич - кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Часть 2 Армия
Часть 3 КСИР

Часть 4 Зарубежная деятельность КСИР

Вооруженные силы (ВС) - это вооруженная государственная структура, предназначенная для защиты суверенитета и территориальной целостности в случае войны, это одно из важнейших орудий политической власти.

Назначение ВС, принципы их строительства, обучения и воспитания личного состава определяются государственным строем, политикой государства, а также его особенностями. Решающее влияние на ВС оказывает власть.

В Иране шахиншахская власть, правящая страной 2500 лет, была свергнута 11 февраля 1979 г. шиитскими исламистами во главе с аятоллой Хомейни. 1 апреля после референдума была провозглашена Исламская Республика Иран (ИРИ), а 15 ноября 1979 г. была принята Конституция ИРИ, заложившая юридические основы исламского правления в стране.

Краеугольным камнем нового режима стал принцип, выдвинутый вождем революции аятоллой Хомейни, - "велайате факих". Другими словами, принцип сакрально-политизированного выражения религиозной духовности, нацеленный на институализацию исламского канона, воплощенного во власти общепризнанного, справедливого богослова-правоведа, представляющего собой высшую инстанцию духовной, шиитской авторитетности - "марджае таглид". Именно этот принцип стал основополагающим не только идеологии "хомейнизма" (или "неошиизма"), но и государственного строительства. Учение пророка Мохаммада в шиитской интерпретации аятоллы Хомейни явилось формообразующим фактором государственных и общественных органов и организаций.

За революционные месяцы 1979 г. были разрушены все государственные институты шахского Ирана, в том числе и ВС. При этом иранская армия была в ходе революционных событий практически нейтральна. Шахские Вооруженные силы не спасли шахский трон, но и не выступали на стороне революционных масс как единая организованная сила. В этот период революционной смуты "великая шахиншахская армия" практически развалилась.

Репрессии обрушились на высший и старший командный состав бывших шахиншахских вооруженных сил. В результате около ста шахских генералов и офицеров были расстреляны исламскими ревкомами, а более 2 тыс. репрессированы. Многие из генералов и офицеров, а также военные специалисты бежали из Ирана. Части и подразделения потеряли боеспособность, были дезорганизованы и деморализованы. К началу войны с Ираком (сентябрь 1980 г.) укомплектованность иранской армии офицерским составом была 45-55% штатного расписания, рядовым и сержантским - 60-70%. Около 45% боевой техники оказалось в небоеспособном состоянии1.

Перед новым исламским режимом встала важнейшая задача по созданию исламских вооруженных сил, преданных делу Хомейни и революции. Для решения этой задачи была разработана военно-политическая доктрина ИРИ, принятая иранским парламентом (меджлисом) сразу после захвата власти шиитскими клерикалами в 1979 г.

Военно-политическая доктрина Ирана

Военно-политическая доктрина современного Ирана2 - "Доктрина национальной безопасности ИРИ" - была сформулирована на базе учения Хомейни.

В Доктрине так определена главная цель политики клерикального руководства страны: объединение исламского мира по иранскому образцу, создание под эгидой Ирана "мировой исламской общины - уммы". Данное положение официально закреплено в ст. 11 Конституции ИРИ: "Согласно священному аяту ("Поистине, этот ваш народ - народ единый, и Я - Господь ваш, поклоняйтесь мне!" (Сура Пророки, 92), все мусульмане представляют собой единую умму. Правительство Исламской Республики Иран обязано сделать так, чтобы его общая политическая линия основывалась на союзе исламских народов; оно должно прилагать максимум усилий к тому, чтобы осуществить политическое, экономическое и культурное единство исламского мира"3.

Несмотря на определенную завуалированность идеологических концепций хомейнизма революционными и демократическими лозунгами, суть их сводится к одному: стремлению к победе мировой исламской революции, которая должна пройти несколько этапов. Первый этап - это гармония и сотрудничество всех мусульманских государств. На втором этапе предусмотрено объединение всех мусульманских государств в одну умму (общину), поначалу с сохранением их государственного суверенитета. На третьем этапе - постепенная исламизация остального мира. И, наконец, на четвертом должно произойти создание мирового исламского сообщества. Ирану же в этом исламско-революционном процессе уготована роль знаменосца и застрельщика, "экспортера" исламской революции.

В этой связи становится совершенно естественным тот факт, что основой политического содержания военной доктрины Ирана является тезис об экспорте исламской революции по иранскому образцу в другие страны. Данный тезис воплощается в политике ИРИ тремя методами: "мирным" (пропагандистским, предполагающим использование "мягкой силы"), "полувоенным" (подрывным, направленным на создание в странах условий для начала исламских революций) и "военным".

"Военный" метод был основным и активно использовался на практике в течение восьми лет в войне против Ирака. Однако объективный анализ последних региональных войн и конфликтов привел Тегеран к пониманию того факта, что уровень военного, экономического и научно-технического потенциалов Ирана не соответствует столь амбициозному методу экспорта исламской революции, каким является "военный". Поэтому сегодня он отошел на второй план, уступив приоритет "мирному", идеолого-пропагандистскому, культурологическому и дипломатическому, а также, конечно, и "полувоенному".

При этом смена приоритетов в методах осуществления генеральной политической линии не изменила ее суть. "Военный" метод с повестки дня не снят, а лишь переведен из практической сферы в теоретическую, где он занимает главенствующее положение во всей системе ценностей, входящих в понятие военно-политическая доктрина Исламской Республики Иран.

Хотя мы можем наблюдать и обратный процесс: переход из теории в практику на примере военного участия ИРИ в гражданской войне в Сирии, Йемене, где Тегеран стремится к политическому и идеологическому подчинению этих стран.

Схема 1. Военная доктрина Исламской Республики Иран

Военно-политическая доктрина Исламской Республики Иран имеет две стороны: социально-политическую и военно-техническую (схема 1).

Социально-политическая сторона военно-политической доктрины ИРИ раскладывается на ряд компонентов, основными из которых являются: определение главных противников исламского Ирана, формулирование целей и задач войны, реализация политики военного строительства ИРИ.

Главные противники. Иранское духовенство определило своих основных стратегических противников, используя исламский догмат о разделении мира на "область веры" и "область войны" и ориентируясь на теоретические концепции хомейнистской идеологии неошиизма. В число таких противников входили США, СССР, Израиль и "неправильные мусульманские режимы". Однако новая международная ситуация потребовала от руководства Ирана адекватной реакции в плане определения потенциальных противников.

После распада СССР и краха коммунистической идеологии иранское клерикальное руководство посчитало, что военно-политической угрозы со стороны России уже не существует. И хотя статус РФ как ядерной державы сохраняется, что, несомненно, учитывается иранским руководством, но общее положение дел позволяет вывести Россию из числа потенциальных противников ИРИ.

Что касается "неправильных мусульманских режимов", то здесь позиция современного Ирана двусмысленна. С одной стороны, эти режимы - в основном страны арабского мира - являются первоочередными объектами экспорта исламской революции по иранскому образцу и уже в силу этого предстают в образе противника, а с другой - Иран имеет объективную заинтересованность в нормализации отношений с арабскими странами региона. Хотя в десятые годы XXI в., после начала "арабской весны" Иран резко активизировал свою военно-политическую и подрывную деятельность практически по всему региону Ближнего и Среднего Востока, включая прямое военное вмешательство в Ираке, Сирии, Йемене. Это вызвало резко негативную реакцию в арабском мире и, в первую очередь, у Саудовской Аравии, которая стала в ряд с главными противниками ИРИ.

Вместе с тем военная доктрина ИРИ не исключает возможности коалиционной агрессии против Ирана, инспирированной США и Израилем при молчаливой поддержке (или участии) "неправильных мусульманских режимов".

Определение союзников. К дружественным, союзным государствам военная доктрина Ирана относит прежде всего режим Башара Асада в Сирии. Кроме того, в качестве союзников рассматриваются такие организации, как шиитская ливанская группировка "Хезболла", йеменская шиитская группировка "Ансар Алла" (хуситы), а также более мелкие проиранские шиитские группы, действующие на Ближнем и Среднем Востоке. Отличные деловые отношения связывают Иран с Северной Кореей.

Определяя политические цели и задачи войны, иранская военная доктрина во главу угла ставит принцип тесной взаимосвязи религии, идеологии, политики и войны. Как заявляют политико-религиозные деятели ИРИ, "наша политика - то же самое, что наша религия, а наша религия - то же, что наша идеология". Поэтому стратегические цели политики и конечные цели войны фактически идентичны. По утверждению Хомейни: "Целью великой священной войны является свержение всех навязанных извне тиранических и псевдомусульманских режимов сначала в рамках мусульманского мира, а затем и в глобальном масштабе, освобождение мусульманского отечества для создания мирового исламского государства"4. Однако последние годы наглядно продемонстрировали религиозному руководству ИРИ недосягаемость главных целей политики и войны в кратчайшие исторические сроки. Исходя из этого объективного факта, сейчас акцент в военной доктрине делается на достижение реальных целей в вероятной войне - разгром вторгшегося на территорию Ирана вооруженного агрессора и защиту суверенитета ИРИ.

Общая направленность военного строительства5, являющаяся одним из компонентов социально-политической стороны военной доктрины Ирана, заключается в выработке и осуществлении генеральной линии, нацеленной на создание особого инструмента для решения глобальных политических и военных задач средствами вооруженного насилия, т.е. национальных вооруженных сил. Таким инструментом, по мнению Хомейни, должна стать "Исламская армия 20 миллионов". Процесс ее поэтапного создания и есть суть стратегической направленности военного строительства в современном Иране.

Военно-техническая сторона военной доктрины ИРИ отражает особенности возможных военных конфликтов и способы их ведения в целом, включает вопросы непосредственного военного строительства, пути развития вооруженных сил и способы их использования, технического оснащения и подготовки иранских ВС к возможным военным конфликтам. Эта сторона военной доктрины наиболее рельефно проявляется в стратегических концепциях, принятых в Исламской Республике Иран.

Концепция "двух войн". В хомейнизме теория войны, в частности концепция "двух войн", разработана довольно тщательно. А в преамбуле к Конституции ИРИ говорится: "...Армия Исламской Республики Иран и Корпус стражей исламской революции ...выполняют задачи не только по охране границ, но и выполняют исламскую миссию, а именно - ведение “священной войны” - джихада - во имя Бога и борьбы за расширение господства закона божьего во всем мире..."6.

Это конституционное положение отражает теорию аятоллы Хомейни о существовании в исламе двух войн: джихада и оборонительной.

Конечно, было бы некорректно утверждать, что военная доктрина Ирана ХХ - XXI вв. целиком основывается на положениях джихада, сложившегося в VII в. В настоящее время одни положения джихада истолковываются по-разному, а другие противоречат современности. Так, одна сура Корана требует: "Воюйте с неверными!...", другая - "Воюйте с теми, кто угрожает вам!..."7. Как следствие, разные школы мусульманского законоведения спорят о том, следует ли понимать под "войной за веру" всякую войну с "неверными", или только оборонительную войну, когда сами "неверные" нападают на мусульман. Другой спорный вопрос: возможна ли война между исламскими государствами? История неоднократно доказывала реальность подобных войн. Чтобы теоретически оправдать их происхождение, Хомейни выдвинул теорию так называемого "эсламе мактаби" (ислам правильной школы). Согласно этой теории, только в Иране исповедуется истинный ислам, а в других странах он "испорчен" союзом с "неверными", прежде всего США, Израилем и другими империалистическими государствами, которые господствуют и хозяйничают в странах с "неправильными мусульманскими режимами". В силу этого борьба с этими мусульманскими режимами угодна Аллаху.

Так, аятолла Хомейни, выступая 26 июня 1983 г. перед депутатами меджлиса и командирами КСИР, заявил: "...Наверное, некоторые из присутствующих здесь также считают, что убивать невинных правоверных является самым большим грехом после неверия в Аллаха. Однако каноны джихада говорят нам о том, что, если "неверные" мобилизовали невинных мусульман воевать против мусульман, то нужно убивать всех, чтобы спасти ислам."8.

По Хомейни, джихад является завоевательной войной. После создания истинно исламского государства под руководством религиозного Лидера, последний даст указание всем лицам мужского пола, достигшим совершеннолетия, не страдающим физическими изъянами, быть готовыми для завоевательной войны с целью распространения ислама в другие государства мира. С целью оправдания завоевательных войн Хомейни провозглашал, что ислам покоряет другие страны в "интересах распространения справедливости и разума Аллаха". Так, аятолла Хомейни заявлял: "Войны, которые вел пророк Мухаммед, осуществлялись по милости и воле Аллаха с целью исправления и излечения наций. Тех, кто поддается исправлению, нужно исправлять, а тех, кто препятствует этому, нужно убирать с дороги. Такова милость Аллаха. Внешне это кажется убийством, однако в действительности это не убийство, а ликвидация препятствий на пути человечества..."9.

Таким образом, учение Хомейни о войне, рассматривая джихад как захватническую войну, направленную на покорение народов с целью распространения ислама, старается представить ее как "гуманную войну", которая "исцеляет общество от разложения".

Другим видом войн, который, согласно теории Хомейни, присущ исламу, является "оборонительная война". Такие войны ведутся в целях сохранения независимости страны и защиты от иностранных агрессоров. Оборонительными считаются и те войны, которые ведут мусульмане для освобождения угнетенных мусульман других стран. В отличие от джихада ведение оборонительной войны не обусловлено наличием фетвы - специального указа шиитского Лидера. Кроме того, в ней должно принимать участие все население страны, в том числе женщины, старики и дети.

Концепция "Исламской армии 20 миллионов"10. Социально-политические силы, приходящие к власти в результате победы революции, раньше или позже (в зависимости от сложившейся внутриполитической обстановки в стране) стремятся создать свои вооруженные силы, наиболее полно отражающие их стратегические военно-политические цели и задачи. Справедливость этого положения еще раз доказывают сложнейшие процессы, происходящие как в Иране в целом, так и внутри ВС страны с конца 1970-х годов.

Хомейнистская концепция "Исламской армии 20 миллионов" заключается в проведении триединой политики в области военного строительства: исламизация кадровой (бывшей шахской) армии; создание, развитие, усиление роли "боевого отряда исламистов" - Корпуса стражей исламской революции и превращение его в регулярное вооруженное формирование; всемерное развитие Организации мобилизации иранского народа (ополчения) - "Басидж" при тотальной вневойсковой военной подготовке всего населения страны. Эта триединая политика потребовала от хомейнистского руководства, во-первых, строжайшего контроля за деятельностью всех звеньев создаваемой "Исламской армии 20 миллионов"; во-вторых, интенсивной, доведенной до крайностей идеологической (читай: религиозной) обработки как военнослужащих, так и всего населения; в-третьих, решительной и жесткой борьбы с любыми проявлениями инакомыслия как по чисто военным вопросам, так и по политико-идеологическим; в-четвертых, выработки соответствующих форм и способов ведения боевых действий.

Концепция приоритета наступательных действий. Военное руководство Ирана основным видом боевых действий считает наступление. Опыт ирано-иракской войны свидетельствует, что наступательные операции ведутся, как правило, специально создаваемыми группировками войск одновременно на нескольких направлениях, однако главные усилия сосредоточиваются на основном направлении. По взглядам иранского командования, оборона является вынужденным видом боевых действий и не соответствует политическим и военным целям Ирана в войне. Оборонительные действия применяются главным образом для срыва наступления противника и нанесения ему поражения на всем протяжении линии фронта. При построении обороны основное внимание уделяется эффективному использованию огневых средств, выгодных условий местности, инженерных заграждений11.

Одним из главных способов ведения боевых действий военное командование считает партизанско-диверсионные операции в тылу противника, которые проводятся с целью уничтожения живой силы, военной техники и материальных средств; нарушение системы управления, связи и работы тыла; удержание определенных районов и объектов. В войне против Ирака такие операции ("Фатх", "Зафар" и др.) проводились в основном силами КСИР, воздушно-десантных дивизий Армии, "Басидж", а также проиранскими отрядами курдов. Действия большинства этих отрядов были направлены на дестабилизацию общей обстановки в тылу иракских войск.

Концепция "асимметричной войны"12. Данная концепция была озвучена бывшим президентом страны Махмудом Ахмадинежадом (2005- 2013 гг.) на одном из учений сухопутных войск. Суть данной концепции сводится к тому, что иранское руководство прекрасно понимает неспособность нынешних ВС ИРИ противостоять оснащенному высокотехнологичными ВВТ противнику (США, Израиль, страны ЕС). Поэтому основные усилия по борьбе с агрессором в "асимметричной войне" отводится Силам сопротивления "Басидж", Силам охраны правопорядка и Силам специального назначения "Кодс". Главная цель данной войны - сохранение в боеспособном состоянии национальных вооруженных сил для сокрушительного отпора агрессору. Кроме того, по словам М. Ахмадинежада, объектом ответного удара иранских ВС будут служить не только военные объекты агрессора, но и сугубо гражданские, даже если действия иранских ВС будут подпадать под международное определение "террористических действий" и "терроризма".

Концепция приоритета человеческого фактора13. Ирано-иракская война стала одной из самых долгих со времени окончания Второй мировой войны: она длилась почти восемь лет. Эта была война на истощение. Объективно подобная война была более выгодна Ирану, поскольку при таком ее характере выявлялось главное преимущество этой страны - ее мобилизационные возможности.

Военная наука считает, что воюющее государство может поставить под ружье в среднем 10% своего населения (от 7 до, приблизительно, 15-20% при тотальной мобилизации). Исходя из этого общепринятого положения, иранские мобилизационные возможности на 2017 г. оцениваются в 7-10 млн человек. Поэтому в позиционной, затяжной войне на истощение главное преимущество Ирана - людские ресурсы. Более того, стремление иранского военно-политического руководства воспользоваться этим преимуществом как нельзя лучше вписывается в рамки теории ведения священной войны джихад, войны, которая во многом отвергает общепринятые законы и в которой главным источником победы будут массы фанатично преданных исламу борцов за веру - моджахедов, всегда готовых умереть за истинную веру, став при этом шахидами.

Кроме того, ИРИ с первого дня своего существования и до сих пор испытывает острое затруднение в материально-техническом обеспечении ВС, в эффективном использовании имеющейся и приобретении новой, современной боевой техники. Поэтому выполнение боевых задач предусматривается достигать прежде всего за счет использования больших масс людей.

Таким образом, диктат средневековых догм джихада, дефицит ВВТ способствовали тому, что одной из концепций военной доктрины ИРИ стала опора на людские ресурсы, на "народную исламскую войну". Такая установка сказалась на тактике ведения боевых действий частями и подразделениями ВС ИРИ на иракском фронте, где приоритет был отдан "тактике человеческих волн".

Концепция приоритета “политики самообеспечения” (политика "ходкефайи")14. Главным лозунгом исламской революции в Иране был и остается лозунг "На шарги, на гарби - энгелябе эслами!" - "Ни Восток, ни Запад - исламская революция!", который определяет суть политики клерикального руководства - опору на собственные силы. Это в полной мере относится и к военному строительству в целом, и к материально-техническому обеспечению Вооруженных сил.

Революционные события 1979 г. парализовали даже те зачатки военного производства, которые были в шахском Иране. Начавшаяся ирано-иракская война заставила исламский режим быстрыми темпами восстанавливать военное производство, следуя при этом политике "ходкефайи". Однако, проделав огромную работу в этом направлении и достигнув определенных успехов, к концу 1990-х годов ИРИ еще не была в состоянии обеспечить самостоятельно все свои потребности в вооружении и военной технике. Поэтому ныне военно-экономические связи с другими странами продолжают занимать немаловажное место в системе материально-технического обеспечения иранских Вооруженных сил.

Характеристика Вооруженных сил Исламской Республики Иран

Вооруженные силы Исламской Республики Иран являются крупнейшими по численности на Ближнем и Среднем Востоке. Они обладают опытом ведения боевых действий, полученным в ходе ирано-иракской войны (1980-1988 гг.), в ходе продолжающихся гражданских войн в Ираке, Сирии, Йемене. В основе их строительства лежат военно-политические цели клерикального руководства Ирана, а также экономические возможности, национальная и религиозная специфика страны.

Особенностью организационной структуры Вооруженных сил Ирана является наличие в их составе двух независимых компонентов: регулярных вооруженных формирований - Армии и Корпуса стражей исламской революции. В каждом из этих компонентов имеются собственные сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы (ВВС и ВМС) с соответствующей системой органов управления как в мирное, так и в военное время.

В состав КСИР входит также структура, выполняющая стратегические разведывательно-диверсионные функции, - силы специального назначения (ССН) "Кодс".

В вооруженные силы ИРИ правомерно включить и Силы охраны правопорядка (СОП), в мирное время подчиняющиеся министру внутренних дел, в военное - Генеральному штабу ВС.

Кроме этого, хомейнизм предусматривает создание "Исламской армии 20 миллионов", своеобразного народного ополчения под эгидой ксировской структуры - Сил сопротивления "Басидж" (ССБ) или сокращенно - "Басидж" (Басидж" - мобилизация - фарси)15.

В соответствии со ст. 110 Конституции Исламской Республики Иран, Верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами страны является Духовный (другой термин - верховный) лидер нации, который обладает практически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах16.

Верховный лидер правомочен объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. Он осуществляет назначение, смещение и принятие отставки начальника Генерального штаба ВС, главнокомандующих КСИР, Армии, командующих видами этих компонентов ВС, командующего СОП.

Верховному лидеру подчиняется Высший совет национальной безопасности (ВСНБ) - важнейший консультативный орган по вопросам безопасности государства, обороны, стратегического планирования и координации деятельности правительства в различных областях. В задачи ВСНБ входит выработка оборонной политики и политики по обеспечению безопасности государства в рамках генеральной линии, определяемой духовным лидером ИРИ. Кроме того, этот орган согласует военную, политическую, экономическую, социальную, информационную и культурную деятельность в стране с интересами обеспечения безопасности государства.

ВСНБ является консультативным органом по военным вопросам. Он имеет право предлагать Верховному главнокомандующему принимать решения об объявлении войны и о заключении мира, всеобщей мобилизации, о кандидатурах высших военных должностных лиц; определять формы и способы взаимодействия между вооруженными силами и гражданскими властями, между Армией, КСИР и СОП; координировать сотрудничество по вопросам проведения военных НИОКР, военного производства, закупок вооружений и военной техники.

Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Ирана руководит ими через Генеральный штаб ВС ИРИ, который осуществляет административное и оперативное управление ВС в мирное и военное время через Объединенный штаб Армии и Объединенный штаб КСИР, штабы видов ВС, штаб СОП и соответствующие территориальные органы, которые в каждой из структур имеют свои наименование, предназначение, состав, функции и задачи.

Генштаб является высшим, центральным органом управления всех компонентов и видов ВС страны, его основные задачи: разработка стратегических вопросов обороны, планирование стратегических операций начального этапа возможной войны, а также оперативной и боевой подготовки в масштабах всех ВС (в том числе учений и маневров), контроль за уровнем их боеготовности, организация и совершенствование системы управления войсками, взаимодействия между Армией, КСИР, СОП и видами ВС, подготовка оперативных приказов (распоряжений) Вооруженным силам, контроль за их выполнением и другие.

Министерство обороны и поддержки Вооруженных сил не имеет непосредственного отношения к боевой деятельности войск. Оно отвечает за следующие вопросы: военное строительство, разработку военного бюджета, контроль за текущим финансированием, военные НИОКР, функционирование Организации оборонной промышленности, плановые закупки вооружений и военной техники (в том числе за рубежом) для всех видов ВС страны, защиту интересов военнослужащих, их правовое, медицинское, страховое и пенсионное обеспечение, издание топографических карт и т.д.

Схема 2. Структура Вооруженных сил Ирана

Численность совокупных регулярных Вооруженных сил Ирана составляет, по различным данным, от 540 до 900 тыс. человек, из которых от 450 до 670 тыс. насчитывается в сухопутных войсках (армии и КСИР), почти от 70 до 100 тыс. - в ВВС, от 35 до 45 тыс. - в ВМС, а также около 135 тыс. - в ССБ и около 25 тыс. - в ССН "Кодс". Разброс данных объясняется практически абсолютной закрытостью в Исламской Республике Иран темы, касающейся вооруженных сил. Различные неиранские источники приводят неоднозначные сведения о численном и боевом составе иранских ВС, а также о количестве вооружений и боевой техники17 (схема 2).

(Продолжение следует)

Примечания

1 Сажин В. И., Бондарь Ю. М. Военная мощь Исламской Республики Иран. М.: Изд-во Московского университета, 2014. С. 207.
2 Сажин В. И. Военная мощь Ирана в контексте региональной и глобальной политики // Ближний Восток и современность: Сб. статей. Вып. 7. М., 1999. С. 283-296.
3 Конституция Исламской Республики Иран в сборнике "Весна свободы" / Изд. Посольства ИРИ в РФ. М., 1994. С. 73.
4 "Баргозидехаи аз соханан-е эмам Хомейни, рахбар-е мосальманан-е джа-хан". Техран, (б.г.). Выдержки из речей Имама Хомейни, лидера мусульман всего мира. Тегеран (без года издания).
5 Сажин В. И. Выборы президента в Иране (Взгляд изнутри и со стороны) / Ин-т изучения Ближнего Востока. 21.06.2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iimes.rn/?p=8864.
6 Конституция Исламской Республики Иран в сборнике "Весна свободы" / Изд. Посольства ИРИ в РФ. М., 1994. С. 68.
7 Коран / Пер. и коммен. И. Ю. Крачковского. М., 1963.
8 Газета "Эттелаат" (Тегеран). 1983. 28 июня.
9 Газета "Эттелаат" (Тегеран). 1982. 15 января.
10 Сажин В. Вооруженные силы Ирана // Зарубежное военное обозрение. 2000. № 12.
11 Сажин В. Сухопутные войска Ирана // Зарубежное военное обозрение. 1997. № 12; Сажин В. Бронетанковое вооружение ВС Ирана // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 10; Сажин В. Силы сопротивления "Басидж" // Зарубежное военное обозрение. 1998. № 3.
12 Бондарь Ю. М. Иран: Военно-политическая ситуация / Ин-т изучения Ближнего Востока. 2012-2013.
13 Ганиев Т. А., Бондарь Ю. М., Толмачев С. Г. Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Исламская Республика Иран: Военный университет МО РФ, 2011.
14 Подробнее см.: Сажин В. И., Бондарь Ю. М. Военная мощь Исламской Республики Иран. М.: Изд-во Московского университета, 2014. С. 93-106.
15 Сажин В. И. О ситуации вокруг Ирана. 04.04.2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/04-04-07c.htm.
16 Конституция Исламской Республики Иран // Сб.: Весна свободы / Изд. Посольства ИРИ в РФ. М., 1994. С. 88.

Армии на современном Востоке: Научное издание / Под ред. Д. В. Стрельцова. - М.: Издательство "Аспект Пресс", 2018. - С.126-169

 

Всего комментариев: 0
avatar