19.07.2013 Многомиллионные взятки стали атрибутом военных контрактов

© Lenta.ru  Международная некоммерческая организация Transparency International подготовила очередной доклад, согласно которому от «бытовой» коррупции страдает все больше людей практически по всему миру. Между тем куда более коррупционным считается международный оружейный рынок, где взятки и откаты порой исчисляются десятками и сотнями миллионов долларов. «Лента.ру» предлагает вспомнить наиболее громкие скандалы, связанные с военными сделками.

Шведские пушки для Индии

В 1986 году власти Индии и шведская оружейная компания Bofors заключили контракт на поставку 410 буксируемых гаубиц Bofors FH-77B калибра 155 миллиметров. Стоимость партии составила 8,4 миллиарда шведских крон, или около 1,2 миллиарда долларов по тогдашнему курсу.

Вскоре в СМИ появилась информация о том, что в обмен на покупку гаубиц компания заплатила ряду лиц, в том числе некоторым представителям индийских властей, более 50 миллионов долларов. Впрочем, кто именно стал получателем денег, осталось неизвестным. В связи со сливом в Индии разгорелся нешуточный скандал, из-за которого в 1989 году партия премьера Раджива Ганди Индийский национальный конгресс с треском провалилась на парламентских выборах.

По следам скандала в Индии начали расследование, в ходе которого выяснилось, что посредником в сделке выступил близкий к Радживу Ганди бизнесмен Оттавио Куатрокки (Ottavio Quattrocchi). В 1997 году против него выдвинули обвинения, однако к тому времени итальянец уже успел покинуть пределы страны. Впрочем, он стал не единственным фигурантом дела: в причастности к коррупционной сделке заподозрили бывшего министра обороны Индии С. К. Бхатнагара, индийского представителя Bofors Вина Чадху, а также трех братьев-миллиардеров Шричанду, Гофичанду и Пракашу Хиндуджа, владельцев Hinduja Group, которая вела бизнес с Bofors. Кроме того, обвинения были выдвинуты против Раджива Ганди, убитого еще в 1991 году.

С годами в деле оставалось все меньше подозреваемых. В 2001-м двое из них скончались: Бханатгар умер от рака, Чадха — от инфаркта. В 2004 году обвинения были сняты с Ганди, через год — с братьев Хиндуджа, против которых не хватило улик. Что же до Куатрокки, который оставался единственным фигурантом, то в 2000 и 2007 годах Дели пытался добиться его экстрадиции из Малайзии и Аргентины, однако оба раза потерпел поражение. А уже в 2011 году дело против Куатрокки было закрыто: по официальной версии, страна не могла позволить себе тратить средства на заведомо безнадежные попытки доставить подсудимого в Индию. 12 июля 2013 года бизнесмен скончался у себя дома в Милане от инфаркта. Дело же об откатах так и осталось нераскрытым.

Halliburton и Дик Чейни

Одним из наиболее известных скандалов, связанных с военными контрактами, стало дело американской компании Halliburton. Правда, поставками оружия она не занималась — Halliburton в основном специализируется на оказании услуг в газонефтедобывающей промышленности. Кроме того, в прошлом она занималась строительством инфраструктуры и обеспечением бытовых нужд военных подразделений.

Скандал вокруг Halliburton разгорелся вскоре после вторжения американских войск в Ирак в 2003 году. Поводом для критики в адрес компании и властей США стало предоставление ей Пентагоном целого ряда контрактов без проведения каких-либо конкурсов. В частности, в 2003 году подразделение Halliburton KBR получило подряд на восстановление нефтяной промышленности Ирака, сумма которого составила около семи миллиардов долларов. Позже министерство обороны США заключило с компанией еще несколько контрактов, общей стоимостью в десять миллиардов долларов.

Вскоре в адрес Halliburton начали поступать жалобы о завышении смет за поставки топлива и продовольствия для американских войск. Кроме того, ее обвинили в даче шестимиллионной взятки субподрядчику в Кувейте. Однако, несмотря на отказ Пентагона переплачивать за услуги, компания продолжала получать от него все новые заказы.

Например, в 2005 году Halliburton получила как минимум два новых контракта на материально-тыловое обеспечение американских войск в Ираке и на Балканах. Общая стоимость сделок составила около шести миллиардов долларов. Всего же, по данным, обнародованным в 2013 году, за десять лет подрядчик сумел заработать на военных контрактах в Ираке 39,5 миллиарда долларов.

Главным объектом критики в связи с непрекращающимися скандалами вокруг Halliburton стал вице-президент в правительстве Джорджа Буша-младшего Дик Чейни. В 1995-2000 годах, еще до прихода в правительственные структуры, он занимал должность исполнительного директора Halliburton. По мнению критиков компании, именно Чейни обеспечивал ее новыми заказами.

Лишним поводом заподозрить вице-президента в неэтичном поведении стало то, что по увольнении из компании он получил от нее 36 миллионов долларов, а в последующие несколько лет Halliburton продолжала платить Чейни так называемые отложенные компенсации — деньги, заработанные им еще до ухода в Белый дом. Правда, на фоне выходного пособия несколько сот тысяч долларов выглядели не особо впечатляюще.

Доказать причастность Дика Чейни к распределению «иракских» контрактов властям так и не удалось. Правда, в 2004 году в СМИ появилась информация, полученная от некоего хакера, согласно которой вице-президент лично держал на контроле заключение сделок с Halliburton, однако эта история так и не получила никакого развития. Сам же Чейни утверждает, что к правительственными контрактам с его бывшим работодателем он непричастен.

Париж, Исламабад и Эр-Рияд

В сентябре 1994 года Франция заключила договор с Пакистаном на поставку трех дизель-электрических подлодок проекта Agosta 90B и части использованных при их постройке технологий. Сумма сделки составила 5,4 миллиарда франков — около миллиарда долларов по курсу 1994 года. В том же году Париж заключил договор и с Саудовской Аравией о продаже ей двух фрегатов типа La Fayette стоимостью 19 миллиардов франков, или 1,3 миллиарда долларов (позже Эр-Рияд докупил третий фрегат).

Решающим фактором в выборе именно французских судов, по неофициальным данным, стало обещание Парижа выплатить пакистанским и саудовским официальным лицам значительные комиссии. До 2000 года, когда Франция присоединилась к антикоррупционной инициативе ОЭСР, подобная практика в стране не считалась незаконной. Впрочем, факт выплаты комиссионных, а также личности их получателей все же старались не афишировать.

О том, что эти выплаты могли оказаться критичными для обеспечения контракта с Исламабадом, свидетельствуют показания бывшего начальника штаба ВМС Пакистана Абдулы Азиза Мирзы. По его словам, перед заключением сделки его предшественник Саид Хан предложил правительству на выбор покупку французских субмарин Agosta и британских подлодок типа Upholder. Кабинет в итоге решил в пользу французской заявки. В случае с саудовцами обещанные откаты также могли сыграть роль катализатора: долгое время не соглашаясь на покупку фрегатов, Эр-Рияд внезапно поменял свое решение без официального объяснения причин.

Сумма комиссий, переданных пакистанцам, составила эквивалент примерно 63 миллионов долларов по текущему курсу. Кто именно из представителей пакистанских властей их получил, точно неизвестно. По неофициальным сведениям, деньги пошли трем высокопоставленным офицерам ВМС, чьи имена не назывались. Кроме того, еще одним получателем источники называют нынешнего президента Пакистана Асифа Али Зардари — мужа тогдашнего премьера Беназир Бхутто и по совместительству руководителя пакистанских спецслужб. Считается, что он получил около пяти миллионов долларов, тогда как остальное пошло военным. Выплаты саудовцам составили вдвое большую сумму — около 130 миллионов долларов. По некоторым данным, эти деньги были распределены между тогдашними министром обороны и начальником штаба ВМС.

Возможно, все эти подробности так и остались бы неизвестными широкой публике, если бы не теракт, который произошел 8 мая 2002 года в пакистанском Карачи. В результате взрыва заминированного автомобиля погибли 11 французских инженеров, под чьим контролем в Пакистане собиралась вторая проданная Парижем подлодка Agosta. Информация о передаче денег Исламабаду, а позже и Эр-Рияду всплыла именно в ходе расследования этого теракта.

Особую пикантность скандалу придал тот факт, что в получении части откатов от обеих сделок следствие заподозрило бывшего премьер-министра Франции Эдуара Балладюра, во время работы которого были заключены оба контракта. Речь идет о нелегальном финансировании его штаба в преддверии президентских выборов 1995 года. Правда, президентом Балладюр так и не стал: победителем стал Жак Ширак, в то время как сам экс-премьер не прошел даже во второй тур.

Узнав о комиссионных, обещанных пакистанцам и саудовцам, Ширак уже в 1995 году распорядился прекратить выплаты: к тому моменту Франция еще не успела выполнить взятые на себя финансовые обязательства. По одной из версий, президент выступил против тогда еще законной практики откатов из-за подозрений, что часть денег шли в копилку Балладюра. Но какова бы ни была причина его решения, именно прекращение выплат и стало, по мнению следствия, мотивом для совершения теракта в Карачи: якобы таким образом пакистанские власти отомстили французам.

В деле о возможном финансировании кампании Балладюра уже появились несколько фигурантов. Это министр бюджета в правительстве Балладюра Тьери Гобер, руководитель предвыборного штаба экс-премьера Николя Базир, советник тогдашнего министра обороны Донедье де Вабре, а также франко-ливанский бизнесмен Зиад Такиеддин, выступивший одним из посредников при заключении сделок с Исламабадом и Эр-Риядом. Что касается откатов саудовцам, то это дело было выделено в отдельное производство только в 2010 году и о его состоянии пока не сообщается.

Фрегаты для Тайваня

Куда более масштабным стал скандал с продажей французами модернизированных фрегатов Тайваню. Договор о поставке шести кораблей типа La Fayette был заключен в 1991 году. Покупка обошлась Тайбэю в 16 миллиардов франков — около 2,8 миллиарда долларов. Сделка была заключена несмотря на то, что ранее Тайвань собирался приобрести несколько кораблей у Южной Кореи. Предполагалось, что сравнительно небольшие корейские фрегаты отправят на прибрежное патрулирование. Однако неожиданно Тайбэй отменил договоренность с Сеулом и сделал заказ на более тяжелые и дорогие французские корабли, которые в меньшей степени подходили для запланированной цели.

Первый скандал, связанный с продажей фрегатов, разразился в 1993 году: на Тайване был найден мертвым руководитель управления закупок местных ВМС Инь Цзиньфэн, критиковавший сделку с Францией. Поначалу власти объявили, что он покончил с собой, однако позже стало известно, что его убили. Тело Иня было найдено в море недалеко от дома, в котором жил представитель строившей фрегаты компании Thomson-CSF (ныне Thales) Эндрю Ван. Подозрения довольно быстро пали на него, однако Ван вскоре после убийства успел покинуть территорию Тайваня. Ордер на его арест прокуратура выдала лишь в 2000 году, однако до сих пор он так и не предстал перед судом.

Тем временем у тайваньских военных начали появляться претензии к качеству закупленных у Франции фрегатов. В результате расследования, проведенного в 2002 году местным парламентом, выяснилось, что стоимость контракта была завышена как минимум в полтора раза, а некоторые представители тайваньских властей получили взятки общей суммой более чем в 20 миллионов долларов.

По-настоящему же гром грянул весной 2003 года, когда интервью журналистам дал бывший министр иностранных дел Франции Ролан Дюма, срок полномочий которого пришелся как раз на момент заключения сделки. По словам бывшего министра, с целью склонить тайваньцев к покупке кораблей французские власти, с ведома президента Франсуа Миттерана, заплатили им, а также представителям КНР около 500 миллионов долларов. Предположительно, коммунистов из континентального Китая французам понадобилось подмазывать из-за того, что Пекин традиционно очень нервно относится к поставкам вооружений Тайваню, независимость которого в КНР не признают.

Эти сведения подтвердились в 2004 году в рамках расследования, параллельно начатого во Франции тремя годам раньше. По данным следственных органов, сумма откатов оказалась еще больше — около 600 миллионов долларов. Правда, прокуратура отмечала, что эта цифра представляет собой оценку, предоставленную компанией Thales — производителя проданных кораблей. Получить точные сведения о размере комиссионных от правительства следствие не смогло, так как они оказались засекреченными.

В дальнейшем французские прокуроры не раз пытались добиться раскрытия данных о выплаченных тайваньцам и китайцам средств, но из-за постоянных отказов со стороны правительства в 2007 году дело было официально закрыто. Однако в мае 2010 года решение в споре между Тайванем и Thales вынес Международный арбитражный суд, который обязал французскую сторону заплатить Тайбэю 830 миллионов долларов. В постановлении говорилось, что, прибегнув к помощи посредников, которые получили откаты, государственная компания нарушила соответствующее условие договора о поставке фрегатов. В качестве санкции за нарушение этого пункта в соглашении была прописана выплата нарушителем аналогичной суммы контрагенту.

Thales, на долю которой пришлось 27,5 процента штрафа, оспорила это решение, но в 2011 году парижский апелляционный суд встал на сторону Тайваня. С учетом процентов, набежавших за время рассмотрения апелляции, сумма выплат возросла до 913 миллионов долларов.

Саудовский миллиард

Самая скандальная сделка, связанная с поставкой вооружений, перед которой меркнут все предыдущие случаи, была заключена еще в 1985 году между правительствами Великобритании и Саудовской Аравии. Правда, это был не единичный контракт, а целая серия, получившая название «Аль-Ямама» (по-арабски «Голубь мира»).


Поставкам британского вооружения в арабскую страну предшествовали длительные и непростые переговоры, участие в которых принимала даже Маргарет Тэтчер. На протяжении нескольких лет Лондон уговаривал Эр-Рияд отдать предпочтение именно британской технике, в то время как саудовский король был настроен на покупку французских машин и вооружений. В итоге контракт был заключен с британской компанией British Aerospace.

Соглашения, подписанные между двумя странами, охватывают период с 1985 по 2006 годы. Их общая сумма за все это время составила 43 миллиарда фунтов стерлингов (около 65 миллиардов долларов), что стало крупнейшей военной сделкой в истории Великобритании. За более чем 20 лет Саудовская Аравия получила огромное количество техники и вооружений. В частности, среди проданного фигурируют 120 истребителей Panavia Tornado и 50 учебно-тренировочных самолетов Hawk. Последним в 2006 году было подписано соглашение на поставку 72 многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon.

В конце 1980-х в прессе начали появляться слухи о том, что в обмен на закупку техники британцы платят саудовцам большие откаты. В 1989 году расследовать эти слухи взялось Национальное аудиторское управление Великобритании (NAO). Через три года доклад был готов, однако раскрыть его ведомство отказалось.

В 2004 году, когда в прессе накопился критический объем информации о выплачиваемых Эр-Рияду взятках, Лондон инициировал новое следствие. На этот раз им занялось Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO). Однако вскоре против расследования стал выступать премьер-министр Тони Блэр, а в 2006 году прекратить его, по неофициальным данным, потребовала Саудовская Аравия. Сообщалось, что арабы якобы пригрозили Лондону разрывом отношений. В результате 14 декабря 2006 года генеральный атторней Великобритании Питер Голдсмит объявил о закрытии расследования в интересах государственной безопасности.

Решение властей пойти на поводу у Эр-Рияда вызвало волну критики как в самой Великобритании, так и за ее пределами. В 2007 году «Би-Би-Си» и The Guardian опубликовали сенсационный материал, согласно которому за десять лет саудовской стороне было выплачено более миллиарда фунтов стерлингов (около 1,5 миллиарда долларов). Как журналистам рассказали источники, близкие к расследованию, получателем откатов выступил принц Бандар бин Султан, который с 1983 по 2005 годы занимал пост посла Саудовской Аравии в США. Источники рассказали, что деньги для принца брали из специального счета в Банке Англии и ежеквартально переводили ему по 30 миллионов фунтов на счет в американском банке Riggs.

Информация, полученная журналистами, вызвала нешуточный переполох. Весной 2008 года, когда премьером уже был Гордон Браун, Высокий суд правосудия Англии и Уэльса постановил, что расследование о подкупе саудовской стороны было закрыто незаконно. Однако летом того же года Палата лордов, которая в то время еще выполняла функции высшей судебной инстанции, решение Высокого суда отменила.

Дело о британских откатах саудовцам так и осталось нераскрытым. Правда, в 2010 году BAE Systems (правопреемница British Aerospace) была оштрафована американским судом за коррупцию на рекордные 400 миллионов долларов, однако Саудовской Аравии в постановлении был отведен всего один абзац. В нем, в частности, говорится о незаконных выплатах «официальному лицу из Саудовской Аравии», которые осуществлялись с мая 2001 года по начало 2002-го.

Смотри по теме:

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar