Авиационные средства ДРЛО и У иностранных государств (SAAB 100В, ЕМВ-145, "Си Кинг" Мк7) (2006)
Авиационные средства ДРЛО и У иностранных государств (SAAB 100В, ЕМВ-145, "Си Кинг" Мк7) (2006)
Капитан А. Бобков
Заканчивается публикация статей*, освещающих развитие авиационных систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией зарубежных стран. В этой статье вы узнаете о системах, развернутых на самолетах SAAB 100В (Швеция) и ЕМВ-145 (Бразилия), а также на вертолете "Си Кинг" Мк7 (Великобритания)
Шведская фирма "Эрикссон" в интересах национальных ВВС разработала самолет ДРЛО SAAB 100В "Аргус" системы FSR-890, которая позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели и передавать данные о них на наземные (корабельные) ПУ.
Эта машина в отличие от американского самолета ДРЛО и управления Е-3 "Сентри" не выполняет функции управления и наведения ТА, а служит только ретранслятором команд наведения с наземных ПУ. Однако в перспективе разработчики предусматривают размещение на нем аппаратуры для решения задач управления и наведения самолетами ТА. В отличие от американских самолетов ДРЛО и управления РЛС шведского образца (ЛА) может выполнять селекцию наземных движущихся целей.
Шведская система ДРЛО установлена на самолете SAAB 100В "Аргус", выполненного на базе грузопассажирского SAAB 340В и оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями СТ7-9В фирмы "Дженерал электрик" максимальной мощностью 1 400 кВт. Основу системы FSR-890 составляет многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС PS-890 "Эриай" 10-см диапазона длин волн. Она осуществляет обзор пространства по азимуту в двух перпендикулярных продольной оси антенны секторах шириной ±75°, а по углу места ±9°. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей составляет 450 км, при этом возможно их заго-ризонтное обнаружение. Для обеспечения максимальной мощности излучения в целях увеличения дальности обнаружения предусмотрена возможность сканирования пространства только с одной стороны. РЛС может обнаруживать объекты, перемещающиеся со скоростью 14-2 000 км/ч.
Станция имеет три основных режима работы: нормальный и расширенный обзор воздушного пространства; обзор надводного (наземного) пространства.
В состав системы FSR-890 для определения государственной принадлежности объекта, а также получения информации о барометрической высоте полета военных и гражданских ЛА входит аппаратура системы опознавания "свой-чужой" Мк12. Опрос обнаруженных объектов осуществляется путем излучения сигнала запроса и анализа ответного сигнала. При этом производится индивидуальное опознавание с определением бортового номера самолета (корабля), его местоположения, государственной принадлежности и некоторых других данных. Индикация "своего" объекта осуществляется дополнительной отметкой на экране индикатора РЛС.
Основными элементами системы опознавания являются: запросчик; две антенные решетки (размещены на концах пеналообразного корпуса); задающий генератор; блок электропитания. Антенные решетки формируют узкую ДН в азимутальной и веерную в угломестной плоскостях. Система работает в стандартных режимах опознавания: 1,2, 3/А, С и S. Рабочая зона по азимуту совпадает с секторами обзора РЛС, а дальность обнаружения превышает 300 км. Точность определения координат сопровождаемых объектов (около 1000) составляет 1-1,5°.
Станция Р и РТР позволяет обнаруживать, классифицировать и определять местоположение воздушных, наземных и корабельных ЙРИ в диапазоне частот 0,5-18 ГГц (возможно расширение верхней границы до 40 ГГц ) на дальностях до 400 км.
Аппаратура связи и передачи данных включает в себя четыре УКВ-радиостанции (ОВЧ и УВЧ-диапазонов); ССС Ku-диапазона; две вспомогательные радиостанции СВЧ-диапазона.
На борту самолета ДРЛО ВВС Швеции размещены два АРМ. Операторы этих АРМ могут частично обрабатывать информацию, контролировать ее сбор, производить при необходимости настройку/ перестройку аппаратуры, а также принимать меры к устранению возникающих нештатных ситуаций. Оба АРМ объединены в локальную сеть.
На цветных мониторах АРМ на фоне электронной карты местности отображаются результаты поиска и сопровождения воздушных или надводных (наземных) целей. Каждый оператор имеет возможность выбирать масштаб отображаемого участка и его детализацию. На мониторы могут выводиться также дополнительные данные: об авиабазах; о разрешенных и запрещенных зонах (коридорах) полетов; о зоне обзора РЛС; об ИРИ, обнаруженных средствами Р и РТР; о ЛА (с указанием принадлежности "свой-чужой", координат, скорости, направления движения и др.).
Главными особенностями самолетов ДРЛО SAAB 100В системы FSR-890 является простота конструкции, высокая надежность, низкая стоимость, небольшой штат обслуживающего персонала.
В 1991 году министерство обороны Швеции выделило 23,6 млн долларов на разработку системы FSR-890, а в конце 1992-го было принято решение об установке РЛС PS-890 на борту самолета SAAB 100В "Аргус". Сумма контракта на поставку и установку шести станций составила 166 млн долларов. Последний самолет был оборудован в 1999 году.
В июне 2002 года командование ВВС Швеции приняло решение о модернизации самолетов ДРЛО SAAB 100В системы FSR-890. Основным направлением модернизации стало улучшение ее характеристик и расширение возможностей, в том числе в целях разведывательно-информационного обеспечения миротворческих операций.
В июне 2004 года правительство Пакистана выделило 800 млн долларов на приобретение шести самолетов ДРЛО SAAB 2000 системы FSR-890, тренажеров, наземных пунктов приема, а также на выполнение работ по техническому обслуживанию БРЭО в течение 30 лет. Контракт был заключен в 2005 году, а поставка первого самолета ожидается в начале 2008-го.
В 1994 году правительство Бразилии в целях борьбы с контрабандой наркотиков воздушным путем и создания системы контроля территории бассейна р. Амазонка в рамках программы SIVAM (SIstema de Vigilancia da AMazonia), заключило контракт с фирмой "Эрикссон" на приобретение пяти РЛС PS-890. Они были установлены на турбореактивные самолеты ЕМВ-145. В настоящее время самолеты ДРЛО ЕМВ-145 применяются также для контроля воздушного (наземного) пространства в интересах национальных ВВС. В 2004 году аналогичный самолет был изготовлен по заказу правительства Мексики для предотвращения нелегального пересечения границы.
В июле 1999 года министерство обороны Греции выделило 479 млн долларов на закупку четырех самолетов ЕМВ-145, оборудованных РЛС PS-890. Установку БРЭО совместно со шведской фирмой "Эрикссон" выполняет французская "Талес". Главной особенностью греческого варианта самолета будет размещение дополнительной аппаратуры и одного АРМ, что позволит экипажу самолетов решать задачи наведения ТА, а также контроля и управления воздушным движением. В отличии от шведского самолета на нем устанавливают станцию Р и РТР DR 3000А и разработанную в соответствии со стандартами НАТО аппаратуру системы опознавания "свой-чужой" TSB 2500, связи и передачи данных. По состоянию на начало 2005 года на вооружении ВВС Греции состояли два самолета, а еще два планируется поставить до конца 2006 года.
Палубный вертолет "Си Кинг" Мк7 является основным средством ДРЛО и управления ВМС Великобритании. Он предназначен для обнаружения, сопровождения и распознавания воздушных и надводных (наземных) объектов, сбора и передачи данных об обстановке на наземные, воздушные и корабельные ГТУ, а также метеорологического и навигационного обеспечения в районе полетов.
ТТХ РЛС "Сёрчуотер" 2000AEW |
|
Диапазон рабочих частот, ГГц | 8-12,5 |
Выходная импульсная излучаемая мощность, кВт | 8 |
Максимальная дальность обнаружения целей, км | 250 |
Количество одновременно обнаруживаемых целей, ед. | более 250 |
Потребляемая мощность, кВт | 2 |
Размеры антенной системы (высота/диаметр), м | 1,8/1,8 |
Масса системы, кг | 545 |
Основным элементом БРЭО вертолета "Си Кинг" Мк7 является РЛС "Сёрчуотер" 2000AEW, разработанная компанией "Талес". Она представляет собой многофункциональную когерентную РЛС кругового обзора. Ее отличительными особенностями являются большая дальность обнаружения и высокая эффективность селекции воздушных целей на фоне подстилающей поверхности, а также низкий уровень боковых лепестков ДН антенны.
Для обнаружения объектов, находящихся на большом удалении от вертолета, в РЛС "Сёрчуотер" 2000AEW применяется импульсный метод обработки сигнала, а для повышения вероятности обнаружения целей на фоне отражений от сложной подстилающей поверхности - импульсно-доплеровский метод. Кроме того, станция
может осуществлять загоризонтное обнаружение целей, в том числе крылатых ракет.
РЛС может работать в семи основных режимах: обзора воздушного пространства; обзора надводного (наземного) пространства; СДЦ; навигации и картографирования; классификации целей; радиомаяка; метеорологическом.
На вертолете также установлены станция РТР, средства автоматизированной обработки информации, автоматизированные рабочие места, аппаратура системы опознавания "свой-чужой", средства связи и передачи данных, навигационное оборудование.
Станция РТР состоит из цифрового приемника, дисплея и шести комплектов антенн. Приемник позволяет принимать в диапазоне частот 0,5-18 ГГц (разбит на четыре поддиапазона) непрерывные и импульсные сигналы с частотой повторения импульсов 0,1-10 кГц и длительностью 0,15-10 мкс. В каждый комплект антенн входят две многорезонаторные спиральные антенны, размещенные на вертолете так, чтобы обеспечить круговую зону обзора. Масса станции составляет 48 кг. Кроме ведения разведки станция используется также в составе комплекса индивидуальной защиты самолета для обнаружения ИРИ.
Аппаратура системы опознавания "свой-чужой" AN/APX-113(V) состоит из блока "запросчик/ответчик", устройства формирования ДН, четырех установленных на фюзеляже антенн ответчика и одной антенны запро-счика. Аппаратура работает в стандартных режимах опознавания: 1, 2, 3/А, 4, С и S. В аппаратуре опознавания предусмотрена ВСК, способная выявить до 99 % неисправностей и 94 % из них устранить. Время полного цикла проверки (тестирования) 5 мин.
Дополнительно к базовым средствам связи и передачи данных на вертолете "Си Кинг" установлены: УКВ-радиостанции AN/ARC-182(V) и разработанная по программе "Хэйв Квик-2А", КВ-радиостанции HF-9000. атакже терминал AN/URC-138(V) 1(C) системы связи и распределения данных "Джитидс" ("Линк-16"),
Главным элементом навигационного оборудования является ИНС с коррекцией по данным от приемника КРНС
NAVSTAR LN-100G. В ИНС применяется лазерный гироскоп, который используется также для выдачи данных в систему стабилизации положения антенны относительно земной поверхности. Точность определения координат местоположения носителя менее 10 м, а скорость не хуже 0,015 м/с. Кроме того, в состав системы входят доплеровский измеритель скорости и сноса (ДИСС) Doppler 91, радиовысотомер РВ AN/APN-198, ЭВМ и базовая навигационная аппаратура носителя.
На борту вертолета размещены два АРМ, оснащенные многофункциональными сенсорными дисплеями. Операторы могут обрабатывать информацию, контролировать ее сбор, осуществлять обмен данными с другими абонентами, производить (при необходимости) настройку/ перестройку аппаратуры, а также принимать меры к устранению возникающих нештатных ситуаций. Загрузка полетного задания и считывание данных выполняются с помощью флэш-карты, устанавливаемой в размещенный на борту портативный блок загрузки (Portable Load Device).
Основными недостатками вертолета ДРЛО и управления "Си Кинг" являются небольшая дальность полета и сравнительно малая дальность обнаружения и распознавания целей. Кроме того, негативное влияние на работу РЛС оказывает вибрация вертолета, что заметно снижает (относительно станций, установленных на самолетах) качество получаемого радиолокационного изображения.
К началу 2006 года было завершено переоборудование 13 вертолетов "Си Кинг" ВМС Великобритании. Кроме того, три комплекта РЛС "Сёрчуотер" были поставлены в Испанию и установлены на вертолетах SH-3.
В настоящее время командования ВВС США и других стран НАТО эффективно применяют самолеты ДРЛО и управления Е-3 системы AWACS в боевых операциях. Так, основными задачами, решаемыми самолетами ДРЛО и управления во время проведения военной операции США и их союзников против Ирака, являлись: контроль воздушной обстановки над территорией Турции и прилегающими районами; управление полетами самолетов тактической авиации НАТО, находившихся в составе боевых воздушных патрулей; оперативное доведение информации о воздушной обстановке до наземных органов управления объединенной системы ПВО НАТО и ПУ ПВО коалиционных сил наземного и воздушного базирования.
В целом последние вооруженные конфликты (Югославия, Афганистан, Ирак) показали, что системам ДРЛО и управления придается большое значение при подготовке и проведении военных операций. В повседневной деятельности самолеты типа Е-3 выполняют задачи по контролю воздушного пространства, привлекаются к обеспечению безопасности мероприятий международного характера.
Вместе с тем следует отметить, что современные системы ДРЛО и управления имеют ряд недостатков: не позволяют вести РТР в широком диапазоне частот и осуществлять обзор земной поверхности для выявления наземных целей, поэтому наведение самолетов ТА возможно только на заранее выявленные наземные объекты; высока вероятность обнаружения и определения точного местоположения самолета противником по излучению бортовой РЛС; ограниченные возможности комплекса индивидуальной защиты самолета; высокая стоимость системы и большие расходы на обеспечение функционирования и поддержания ее в высокой степени боевой готовности.
Таким образом, до 2040-х годов системы ДРЛО и управления будут играть важную роль при подготовке и проведении военных операций. При этом возрастает степень их интеграции с другими разведывательными системами воздушного и наземного базирования, что позволит системам AWACS более эффективно решать задачи воздушной разведки на ТВД.
* Зарубежное военное обозрение. 2006, №5, Зарубежное военное обозрение. 2006, №6, Зарубежное военное обозрение. 2006, №8, Зарубежное военное обозрение. 2006, №10,