Авиационные средства ДРЛО и У иностранных государств (SAAB 100В, ЕМВ-145, "Си Кинг" Мк7) (2006)

Авиационные средства ДРЛО и У иностранных государств (SAAB 100В, ЕМВ-145, "Си Кинг" Мк7) (2006)

Капитан А. Бобков

Заканчивается публикация статей*, освещающих развитие авиационных систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией зарубежных стран. В этой статье вы узнаете о системах, развернутых на самолетах SAAB 100В (Швеция) и ЕМВ-145 (Бразилия), а также на вертолете "Си Кинг" Мк7 (Великобритания)

Шведская фирма "Эрикссон" в интересах национальных ВВС разработала самолет ДРЛО SAAB 100В "Аргус" системы FSR-890, которая позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели и передавать данные о них на наземные (корабельные) ПУ.

Эта машина в отличие от американского самолета ДРЛО и управления Е-3 "Сентри" не выполняет функции управления и наведения ТА, а служит только ретранслятором команд наведения с наземных ПУ. Однако в перспективе разработчики предусматривают размещение на нем аппаратуры для решения задач управления и наведения самолетами ТА. В отличие от американских самолетов ДРЛО и управления РЛС шведского образца (ЛА) может выполнять селекцию наземных движущихся целей.

Шведская система ДРЛО установлена на самолете SAAB 100В "Аргус", выполненного на базе грузопассажирского SAAB 340В и оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями СТ7-9В фирмы "Дженерал электрик" максимальной мощностью 1 400 кВт. Основу системы FSR-890 составляет многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС PS-890 "Эриай" 10-см диапазона длин волн. Она осуществляет обзор пространства по азимуту в двух перпендикулярных продольной оси антенны секторах шириной ±75°, а по углу места ±9°. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей составляет 450 км, при этом возможно их заго-ризонтное обнаружение. Для обеспечения максимальной мощности излучения в целях увеличения дальности обнаружения предусмотрена возможность сканирования пространства только с одной стороны. РЛС может обнаруживать объекты, перемещающиеся со скоростью 14-2 000 км/ч.

Станция имеет три основных режима работы: нормальный и расширенный обзор воздушного пространства; обзор надводного (наземного) пространства.

В состав системы FSR-890 для определения государственной принадлежности объекта, а также получения информации о барометрической высоте полета военных и гражданских ЛА входит аппаратура системы опознавания "свой-чужой" Мк12. Опрос обнаруженных объектов осуществляется путем излучения сигнала запроса и анализа ответного сигнала. При этом производится индивидуальное опознавание с определением бортового номера самолета (корабля), его местоположения, государственной принадлежности и некоторых других данных. Индикация "своего" объекта осуществляется дополнительной отметкой на экране индикатора РЛС.

Основными элементами системы опознавания являются: запросчик; две антенные решетки (размещены на концах пеналообразного корпуса); задающий генератор; блок электропитания. Антенные решетки формируют узкую ДН в азимутальной и веерную в угломестной плоскостях. Система работает в стандартных режимах опознавания: 1,2, 3/А, С и S. Рабочая зона по азимуту совпадает с секторами обзора РЛС, а дальность обнаружения превышает 300 км. Точность определения координат сопровождаемых объектов (около 1000) составляет 1-1,5°.

Станция Р и РТР позволяет обнаруживать, классифицировать и определять местоположение воздушных, наземных и корабельных ЙРИ в диапазоне частот 0,5-18 ГГц (возможно расширение верхней границы до 40 ГГц ) на дальностях до 400 км.

Аппаратура связи и передачи данных включает в себя четыре УКВ-радиостанции (ОВЧ и УВЧ-диапазонов); ССС Ku-диапазона; две вспомогательные радиостанции СВЧ-диапазона.

На борту самолета ДРЛО ВВС Швеции размещены два АРМ. Операторы этих АРМ могут частично обрабатывать информацию, контролировать ее сбор, производить при необходимости настройку/ перестройку аппаратуры, а также принимать меры к устранению возникающих нештатных ситуаций. Оба АРМ объединены в локальную сеть.

На цветных мониторах АРМ на фоне электронной карты местности отображаются результаты поиска и сопровождения воздушных или надводных (наземных) целей. Каждый оператор имеет возможность выбирать масштаб отображаемого участка и его детализацию. На мониторы могут выводиться также дополнительные данные: об авиабазах; о разрешенных и запрещенных зонах (коридорах) полетов; о зоне обзора РЛС; об ИРИ, обнаруженных средствами Р и РТР; о ЛА (с указанием принадлежности "свой-чужой", координат, скорости, направления движения и др.).

Главными особенностями самолетов ДРЛО SAAB 100В системы FSR-890 является простота конструкции, высокая надежность, низкая стоимость, небольшой штат обслуживающего персонала.

В 1991 году министерство обороны Швеции выделило 23,6 млн долларов на разработку системы FSR-890, а в конце 1992-го было принято решение об установке РЛС PS-890 на борту самолета SAAB 100В "Аргус". Сумма контракта на поставку и установку шести станций составила 166 млн долларов. Последний самолет был оборудован в 1999 году.

В июне 2002 года командование ВВС Швеции приняло решение о модернизации самолетов ДРЛО SAAB 100В системы FSR-890. Основным направлением модернизации стало улучшение ее характеристик и расширение возможностей, в том числе в целях разведывательно-информационного обеспечения миротворческих операций.

В июне 2004 года правительство Пакистана выделило 800 млн долларов на приобретение шести самолетов ДРЛО SAAB 2000 системы FSR-890, тренажеров, наземных пунктов приема, а также на выполнение работ по техническому обслуживанию БРЭО в течение 30 лет. Контракт был заключен в 2005 году, а поставка первого самолета ожидается в начале 2008-го.

В 1994 году правительство Бразилии в целях борьбы с контрабандой наркотиков воздушным путем и создания системы контроля территории бассейна р. Амазонка в рамках программы SIVAM (SIstema de Vigilancia da AMazonia), заключило контракт с фирмой "Эрикссон" на приобретение пяти РЛС PS-890. Они были установлены на турбореактивные самолеты ЕМВ-145. В настоящее время самолеты ДРЛО ЕМВ-145 применяются также для контроля воздушного (наземного) пространства в интересах национальных ВВС. В 2004 году аналогичный самолет был изготовлен по заказу правительства Мексики для предотвращения нелегального пересечения границы.

В июле 1999 года министерство обороны Греции выделило 479 млн долларов на закупку четырех самолетов ЕМВ-145, оборудованных РЛС PS-890. Установку БРЭО совместно со шведской фирмой "Эрикссон" выполняет французская "Талес". Главной особенностью греческого варианта самолета будет размещение дополнительной аппаратуры и одного АРМ, что позволит экипажу самолетов решать задачи наведения ТА, а также контроля и управления воздушным движением. В отличии от шведского самолета на нем устанавливают станцию Р и РТР DR 3000А и разработанную в соответствии со стандартами НАТО аппаратуру системы опознавания "свой-чужой" TSB 2500, связи и передачи данных. По состоянию на начало 2005 года на вооружении ВВС Греции состояли два самолета, а еще два планируется поставить до конца 2006 года.

Палубный вертолет "Си Кинг" Мк7 является основным средством ДРЛО и управления ВМС Великобритании. Он предназначен для обнаружения, сопровождения и распознавания воздушных и надводных (наземных) объектов, сбора и передачи данных об обстановке на наземные, воздушные и корабельные ГТУ, а также метеорологического и навигационного обеспечения в районе полетов.

ТТХ РЛС "Сёрчуотер" 2000AEW

Диапазон рабочих частот, ГГц 8-12,5
Выходная импульсная излучаемая мощность, кВт 8
Максимальная дальность обнаружения целей, км 250
Количество одновременно обнаруживаемых целей, ед.  более 250
Потребляемая мощность, кВт 2
Размеры антенной системы (высота/диаметр), м 1,8/1,8
Масса системы, кг 545

Основным элементом БРЭО вертолета "Си Кинг" Мк7 является РЛС "Сёрчуотер" 2000AEW, разработанная компанией "Талес". Она представляет собой многофункциональную когерентную РЛС кругового обзора. Ее отличительными особенностями являются большая дальность обнаружения и высокая эффективность селекции воздушных целей на фоне подстилающей поверхности, а также низкий уровень боковых лепестков ДН антенны.

Для обнаружения объектов, находящихся на большом удалении от вертолета, в РЛС "Сёрчуотер" 2000AEW применяется импульсный метод обработки сигнала, а для повышения вероятности обнаружения целей на фоне отражений от сложной подстилающей поверхности - импульсно-доплеровский метод. Кроме того, станция
может осуществлять загоризонтное обнаружение целей, в том числе крылатых ракет.

РЛС может работать в семи основных режимах: обзора воздушного пространства; обзора надводного (наземного) пространства; СДЦ; навигации и картографирования; классификации целей; радиомаяка; метеорологическом.

На вертолете также установлены станция РТР, средства автоматизированной обработки информации, автоматизированные рабочие места, аппаратура системы опознавания "свой-чужой", средства связи и передачи данных, навигационное оборудование.


Станция РТР состоит из цифрового приемника, дисплея и шести комплектов антенн. Приемник позволяет принимать в диапазоне частот 0,5-18 ГГц (разбит на четыре поддиапазона) непрерывные и импульсные сигналы с частотой повторения импульсов 0,1-10 кГц и длительностью 0,15-10 мкс. В каждый комплект антенн входят две многорезонаторные спиральные антенны, размещенные на вертолете так, чтобы обеспечить круговую зону обзора. Масса станции составляет 48 кг. Кроме ведения разведки станция используется также в составе комплекса индивидуальной защиты самолета для обнаружения ИРИ.

Аппаратура системы опознавания "свой-чужой" AN/APX-113(V) состоит из блока "запросчик/ответчик", устройства формирования ДН, четырех установленных на фюзеляже антенн ответчика и одной антенны запро-счика. Аппаратура работает в стандартных режимах опознавания: 1, 2, 3/А, 4, С и S. В аппаратуре опознавания предусмотрена ВСК, способная выявить до 99 % неисправностей и 94 % из них устранить. Время полного цикла проверки (тестирования) 5 мин.

Дополнительно к базовым средствам связи и передачи данных на вертолете "Си Кинг" установлены: УКВ-радиостанции AN/ARC-182(V) и разработанная по программе "Хэйв Квик-2А", КВ-радиостанции HF-9000. атакже терминал AN/URC-138(V) 1(C) системы связи и распределения данных "Джитидс" ("Линк-16"),
Главным элементом навигационного оборудования является ИНС с коррекцией по данным от приемника КРНС

NAVSTAR LN-100G. В ИНС применяется лазерный гироскоп, который используется также для выдачи данных в систему стабилизации положения антенны относительно земной поверхности. Точность определения координат местоположения носителя менее 10 м, а скорость не хуже 0,015 м/с. Кроме того, в состав системы входят доплеровский измеритель скорости и сноса (ДИСС) Doppler 91, радиовысотомер РВ AN/APN-198, ЭВМ и базовая навигационная аппаратура носителя.

На борту вертолета размещены два АРМ, оснащенные многофункциональными сенсорными дисплеями. Операторы могут обрабатывать информацию, контролировать ее сбор, осуществлять обмен данными с другими абонентами, производить (при необходимости) настройку/ перестройку аппаратуры, а также принимать меры к устранению возникающих нештатных ситуаций. Загрузка полетного задания и считывание данных выполняются с помощью флэш-карты, устанавливаемой в размещенный на борту портативный блок загрузки (Portable Load Device).

Основными недостатками вертолета ДРЛО и управления "Си Кинг" являются небольшая дальность полета и сравнительно малая дальность обнаружения и распознавания целей. Кроме того, негативное влияние на работу РЛС оказывает вибрация вертолета, что заметно снижает (относительно станций, установленных на самолетах) качество получаемого радиолокационного изображения.

К началу 2006 года было завершено переоборудование 13 вертолетов "Си Кинг" ВМС Великобритании. Кроме того, три комплекта РЛС "Сёрчуотер" были поставлены в Испанию и установлены на вертолетах SH-3.

В настоящее время командования ВВС США и других стран НАТО эффективно применяют самолеты ДРЛО и управления Е-3 системы AWACS в боевых операциях. Так, основными задачами, решаемыми самолетами ДРЛО и управления во время проведения военной операции США и их союзников против Ирака, являлись: контроль воздушной обстановки над территорией Турции и прилегающими районами; управление полетами самолетов тактической авиации НАТО, находившихся в составе боевых воздушных патрулей; оперативное доведение информации о воздушной обстановке до наземных органов управления объединенной системы ПВО НАТО и ПУ ПВО коалиционных сил наземного и воздушного базирования.

В целом последние вооруженные конфликты (Югославия, Афганистан, Ирак) показали, что системам ДРЛО и управления придается большое значение при подготовке и проведении военных операций. В повседневной деятельности самолеты типа Е-3 выполняют задачи по контролю воздушного пространства, привлекаются к обеспечению безопасности мероприятий международного характера.

Вместе с тем следует отметить, что современные системы ДРЛО и управления имеют ряд недостатков: не позволяют вести РТР в широком диапазоне частот и осуществлять обзор земной поверхности для выявления наземных целей, поэтому наведение самолетов ТА возможно только на заранее выявленные наземные объекты; высока вероятность обнаружения и определения точного местоположения самолета противником по излучению бортовой РЛС; ограниченные возможности комплекса индивидуальной защиты самолета; высокая стоимость системы и большие расходы на обеспечение функционирования и поддержания ее в высокой степени боевой готовности.

Таким образом, до 2040-х годов системы ДРЛО и управления будут играть важную роль при подготовке и проведении военных операций. При этом возрастает степень их интеграции с другими разведывательными системами воздушного и наземного базирования, что позволит системам AWACS более эффективно решать задачи воздушной разведки на ТВД.

* Зарубежное военное обозрение. 2006, №5, Зарубежное военное обозрение. 2006, №6Зарубежное военное обозрение. 2006, №8, Зарубежное военное обозрение. 2006, №10,

Зарубежное военное обозрение. 2006, №11, С. 50-54

Всего комментариев: 0
avatar