Авиационные средства ДРЛО и У иностранных государств (PHALCON и Ил-76ТД) (2006)

Авиационные средства ДРЛО и У иностранных государств (PHALCON и Ил-76ТД) (2006)

Капитан А. Бобков

Продолжаем публикацию статей, освещающих развитие авиационных систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией зарубежных стран. В этой статье речь пойдет о системах "Фалкон", развернутых на самолетах Боинг 707 и Ил- 76.

С поступлением в начале 1990-х годов на вооружение ряда арабских стран современных боевых самолетов, израильская фирма "Элта" разработала новую систему ДРЛО и управления "Фалкон" (PHALCON -Phased-Array, L-band, CONformal). предназначенную для эффективного обнаружения воздушных, наземных и надводных целей противника, находящихся на значительное удалении от границы Израиля Основные задачи, решаемые системой "Фалкон" , аналогичны возлагаемым на самолет Е-3 "Сентри" системы AWACS. Главным ее отличием является возможность выполнения функций воздушного командного пункта.


Израильский вариант системы выполнен на базе самолета Боинг 707. который является переоборудованным вариантом пассажирского Боинг 707-320В, оснащенным системой дозаправки топливом в воздухе. Его продолжительность патрулирования 12 ч (время патрулирования без дозаправки американского самолета Е-3 не превышает 10ч).
В состав БРЭО самолета входят: РЛС EL/M-2075; аппаратура системы опознавания "свой-чужой" EL/M-2610; станции РТР EL/K-7031 и радиоразведки EL/L-8312; центральная ЭВМ; 11 АРМ; комплект средств связи и передачи данных.

Основной элемент системы "Фалкон" - импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2075 с электронным сканированием луча диаграммы направленности (ДН). Ее характерной особенностью является наличие антенной системы, состоящей из шести конформных АФАР. Такое размещение позволяет выполнять круговое электронное сканирование по азимуту, однако обычно контроль воздушной и надводной обстановки ведется в выделенных секторах (ширина задается оператором). Время обновления данных в секторах с высоким приоритетом составляет 2-4 с, а с низким - 10-12 с (в системе AWACS - 30 с). Каждая АФАР включает 768 твердотельных приемопередающих модулей, объединенных в группы по восемь элементов.

Технические возможности РЛС EL/M-2075 позволяют с высокой точностью определять координаты целей в сложных метеоусловиях, а использование режимов работы с изменяемой частотой повторения импульсов - осуществлять детальное наблюдение в заданном секторе.

Запросчик EL/M-2610 радиолокационной системы опознавания "свой-чужой" Mk 10/12 обеспечивает опознавание объектов в режимах 1, 2, 3 и С. Его антенная система состоит из шести линейных АФАР, выполненных на аналогичных с РЛС ППМ, размещенных дополнительным рядом в антенных решетках РЛС. Управление положением луча ДН запросчика (игольчатая ДН в азимутальной и веерная в угло-местной плоскостях) осуществляется ЭВМ РЛС, что позволяет исключать взаимные помехи. Запросчик обеспечивает опознавание объекта по одному или двум запросным посылкам, в то время как при традиционном способе их требуется более 12. Время контроля круговой зоны обзора запросчиком составляет около 2 с.

Станция РТР EL/L-8312A обеспечивает обнаружение, классификацию и идентификацию источников радиорадиолокационного излучения (ИРИ) воздушного, морского и наземного базирования в диапазоне частот 70-18000 МГц (возможно расширение до 40 ГГц) в зоне обзора 360° по азимуту на дальности до 450 км.

Станция радиоразведки EL/K-7031 обеспечивает обнаружение излучений станций радиосвязи воздушного, морского и наземного базирования в диапазоне частот 3-3 000 МГц, их пеленгацию и перехват передаваемых сообщений. Эта аппаратура может также использоваться для поиска терпящих бедствие экипажей (по радиоизлучению аварийно-спасательных станций).

ТТХ РЛС EL/M-2075

Диапазон рабочих частот, МГц 1 215-1 400
Дальность обнаружения объектов, км:  
бомбардировщик, надводный корабль 500
истребитель 350
крылатая ракета до 250
Количество одновременно сопровождаемых целей, единиц до 100
Разрешающая способность по дальности (в зависимости от длительности импульса), м до 300

На самолете установлено 11 АРМ. каждое из которых оснащено двумя графическими многофункциональными дисплеями, панелью управления и переговорным устройством системы внутренней связи. Операторы имеют доступ ко всем данным, полученным от имеющихся на борту средств разведки. Дополнительно предусмотрено шесть мест для отдыха экипажа и оперативной группы.

Оперативная группа самолета ДРЛО и управления системы "Фалкон" состоит из 13 специалистов, среди которых: начальник смены; двое, отвечающих за работу РЛС (без контроля тактической обстановки); два - станций Р и РТР; двое - системы опознавания и отображения информации о воздушной обстановке; два - системы управления средствами связи; двое - системы управления средствами передачи данных; двое - за контроль технического состояния бортового комплекса. Бортовой комплект средств связи и передачи данных аналогичен комплектам, устанавливаемым на других самолетах ДРЛО и управления.

Кроме того, предусмотрена возможность использования носителя в качестве ВКП и разведывательного самолета одновременно. Для этого на нем выделена отдельная комната с дополнительными рабочими местами, в которой установлены проектор с большим экраном для отражения оперативной обстановки на ТВД, две клавиатуры и дополнительная аппаратура связи и передачи данных.

В настоящее время по одному самолету системы "Фалкон" состоит на вооружении ВВС Израиля и Чили. Также планируется поставить в ВВС Индии модернизированные варианты системы ДРЛО и управления на базе самолета Ил-76ТД. Фирма "Элта" также участвует в конкурсе на поставку в Республику Корея четырех самолетов ДРЛО и управления.

Командование вооруженных сил Индии уделяет большое внимание оснащению национальных ВВС средствами ДРЛО и управления и планирует до 2009 года приобрести три самолета системы "Фалкон", развернутые на базе самолета Ил-76ТД. На них возлагаются задачи наблюдения за воздушным пространством и морской поверхностью, контроля и управления воздушным движением, наведения самолетов ТА, а также Р и РТР для вскрытия дислокации и состава РЭС противника (в первую очередь системы ПВО).

Экипаж самолета Ил-76ТД будет осуществлять разведку с высот 9-11 км при скорости полета 600-700 км/ч в течение 8 ч (без дозаправки). Максимальная взлетная масса самолета 195 т, длина разбега 2 000 м, длина пробега при посадке 1 000 м.

Многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС имеет круговую зону обзора и предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей на дальности до 450 км. Она работает в диапазоне 1 280-1 400 МГц на одной из 22 частот. Каждая АФАР (сектор обзора по азимуту 120°) состоит из 864 активных НИМ, которые осуществляют электронное сканирование луча ДН в двух плоскостях. Антенные решетки имеют длину 8,87 м и высоту 1,73 м. Модули выполнены на твердотельных элементах. Сканирование луча ДН осуществляется: по углу места ±17,5°, по азимуту ±60°.

Благодаря быстрому изменению пространственного положения луча ДН и вида зондирующих сигналов, станция может практически мгновенно переключаться с режима поиска и сопровождения воздушных объектов (средняя частота повторения импульсов) на режим обнаружения и сопровождения надводных объектов и обратно.

Станция РТР позволяет обнаруживать, классифицировать и определять местоположение наземных и корабельных ИРИ, работающих в диапазоне частот 0,5-40 ГГц на дальности 400-500 км. Разведка ведется по излучениям всех видов поляризаций.

Направление (пеленг) на ИРИ определяется интерферометрическим способом с помощью двух разнесенных антенн. Данные РТР коррелируются с радиолокационными, благодаря чему повышается дальность и вероятность распознавания класса и типа объекта.

В состав станции входят: четыре группы антенн, расположенные на законцовках крыла, в носовой и хвостовой частях самолета; предварительный усилитель; широкополосное и узкополосное приемные устройства.

Оператор поста РТР может проводить сортировку всех принятых сигналов по частоте, координатам и типу носителя. В базу данных для автоматического распознавания перед каждым вылетом вводятся характеристики до 500 типов ИРИ.

Аппаратура системы опознавания "свой-чужой" разработана фирмой "Талес". Она осуществляет запрос обнаруженных объектов путем излучения кодированного сигнала запроса и анализа ответного сигнала. При этом производится индивидуальное опознавание с определением бортового номера самолета (корабля), его местоположения, государственной принадлежности и некоторых других данных. Индикация "своего" объекта осуществляется дополнительной отметкой на экране индикатора РЛС.

Бортовая аппаратура связи и передачи данных будет состоять из базовой аппаратуры самолета и дополнительной. В первую группу входят две УКВ-радиостанции (ОВЧ/УВЧ-диапазонов), один приемопередатчик и один приемник КВ-диапазона.

Дополнительно устанавливаемая аппаратура связи включает в себя: десять
УКВ-радиостанций (ОВЧ/УВЧ-диапазонов), станцию спутниковой связи Кц-диапазона, две радиостанции СВЧ-диапазона. В комплект аппаратуры войдут также программно-аппаратные средства управления связью, система внутренней связи и передачи данных.

В марте 2004 года правительство Индии заключило контракт стоимостью 1,1 млрд долларов с израильской фирмой "Элта" на закупку для самолетов ДРЛО и управления Ил-76ТД трех комплектов системы "Фалкон". Согласно этому контракту первый самолет планируется поставить в 2006 году, а последний - в начале 2009-го.

Командование ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в целях повышения эффективности ПВО и управления тактической авиацией (ТА) приняло решение о принятии на вооружение самолета ДРЛО и управления KJ-2000 (Kong Jing-2000), созданного на базе российского военно-транспортного самолета Ил-76ТД.

Работы по модернизации планера самолета заключаются в основном в установке над фюзеляжем дискообразного обтекателя и приемника штанги дозаправки топливом в воздухе над кабиной экипажа. В целях повышения энерговооруженности машины оборудованы генераторами увеличенной мощности. Усилены стойки шасси самолета (предусмотрена его посадка на грунт), а колеса передней опоры доработаны и могут поворачиваться на угол 50° при маневрировании по взлетно-посадочной полосе. Для повышения продольной устойчивости установлены два подфюзеляжных киля. Кроме того, с целью повышения жесткости стойки обтекателя антенны дополнительно усилены горизонтальными раскосами.

Тактико-технические характеристики KJ-2000 существенно не отличаются от характеристик самолета ДРЛО и управления системы "Фалкон" на базе Ил-76ТД, разработанного для ВВС Индии. Он способен вести разведку с высот 5 000-10 000 м при скорости полета 600-700 км/ч в течение 7-8 ч (без дозаправки). Практическая дальность полета 5 000 км. Максимальная взлетная масса самолета 195 т.

В состав БРЭО входят. РЛС; аппаратура системы опознавания "свой-чужой"; центральная ЭВМ; АРМ; комплект средств связи и передачи данных; комплекс индивидуальной защиты. Кроме того, на самолете предусмотрено размещение аппаратуры Р и РТР.

Многофункциональная трехкоор-динатная импульсно-доплеровская РЛС, разработанная НИИ (Nanjing Electronic Technology Research Institute), имеет круговую зону обзора и предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей. Она работает в диапазоне частот 1 200-1 400 МГц и использует большое количество сложных зондирующих сигналов. Антенная система состоит из трех АФАР, размещенных в неподвижном дискообразном обтекателе диаметром 14 м (у российского самолета ДРЛО и управления А-50 диаметр обтекателя 9 м, у аналогичного индийского системы "Фалкон" - 11 м). КаждаяАФАР имеет секторобзора 120°. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей составляет 470 км.

РЛС позволяет сопровождать одновременно 60-100 воздушных целей (в том числе низколетящие и крылатые ракеты) и наводить самолеты тактической авиации (в автоматическом режиме или речевыми командами) на десять из них.

Бортовая аппаратура связи и передачи данных состоит из базовой аппаратуры самолета и дополнительной. Она будет обеспечивать обмен информацией с самолетами ТА, КП автоматизированных систем управления видов ВС и обмен информацией между членами экипажа и операторами. Аппаратура связи и передачи данных включает: радиостанции УКВ-(дальность связи до 350 км); KB- (до 2 000 км) и ССС Ки-диапазонов, а также систему внутренней связи.

Для индивидуальной защиты самолета на его борту установлены: система предупреждения о пуске ракет, автоматы выброса дипольных отражателей и ИК ложных целей.

Работы по установке оборудования на самолет Ил-76ТД начались в конце 2002 года авиастроительной компанией "Сиань эркрафт индастриз" (Xian Aircraft Industry Co.). Первый полет самолет KJ-2000 совершил в ноябре 2003 года. Всего планируется оборудовать четыре машины этого типа. Последнюю планируется ввести в боевой состав ВВС Китая до конца 2007 года.
В середине 2004 года руководство НОАК приняло решение о развертывании отдельного полка самолетов ДРЛО и управления. Штаб части развернули в г. Нанкин (провинция Цзянсу). В 2005 году на вооружение этого полка было поставлено два самолета KJ-2000. Кроме того, в его состав планируется включить отряд самолетов ДРЛО и управления на базе самолета Y-8, оборудованных системой "Пинхэнму", образец которой проходит в настоящее время испытания.

По заявлениям китайской стороны, специалисты из России и Израиля не принимали участия в разработке оборудования и оснащении самолета, однако его внешний вид и некоторые ТТХ говорят об использовании в ходе НИОКР российского и израильского опыта.

В целом принятие на вооружение ВВС Китая самолетов KJ-2000 позволит повысить дальность обнаружения малоразмерных низколетящих целей (в том числе крылатых ракет) и ЛА, выполненных по технологии "стелт", что значительно расширит возможности группировки вооруженных сил Народно-освободительной армии Китая на Юго-восточном (приморском) направлении.

* Зарубежное военное обозрение. 2006, №5, Зарубежное военное обозрение. 2006, №6Зарубежное военное обозрение. 2006, №8,

Зарубежное военное обозрение. 2006, №10, С. 48-53

 

Всего комментариев: 0
avatar