Универсальный десантный корабль "Хуан Карлос I" ч2
Р. Голядкин
кандидат технических наук
В первой части статьи рассказывалось об истории создания универсального десантного корабля "Хуан Карлос I" и особенностях конструкции его корпуса. В заключительной части будут рассмотрены корабельная энергетическая установка, авиационное вооружение и десантовместимость, система боевого управления, а также вооружение УДК.
Корабельная энергетическая установка. Опыт эксплуатации кораблей класса УДК за рубежом показывает, что более 75 % времени они ходят со скоростью 12 уз, при этом задействуется всего 10 % общей мощности ГЭУ. При такой нагрузке удельный расход топлива газовых турбин (ГТ) достаточно велик (по сравнению с существующим на полных нагрузках). В связи с этим было принято решение оснастить УДК "Хуан Карлос I" объединенной электроэнергетической системой (ОЭЭС). Она использует общий первичный источник энергии для выработки электроэнергии с целью обеспечения движения и электроснабжения всех корабельных систем-от систем оружия до систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
Архитектура ОЭЭС предусматривает глубокую интеграцию составных частей корабельной энергетической установки в единую систему с централизованным управлением и контролем. В состав ЭУ УДК "Хуан Карлос I" входят два гребных электродвигателя (ГЭД), расположенных в гондолах, которые вращаются на 360° в горизонтальной плоскости. Электропитание ГЭД на малых ходах обеспечивается двумя дизель-генераторами (ДГ) MAN 32/40, мощностью 7 680 кВт каждый.
Для обеспечения полного хода (21 уз) дополнительно вводится в действие турбогенератор LM2500 компании "Дженерал электрик" мощностью 19 730 кВт. При этом агрегаты ЭУ УДК "Хуан Карлос I" разнесены на две электростанции: кормовую - в ней располагается турбогенератор и электрооборудование (главный распределительный щит - ГРЩ, преобразователи и прочее) и носовую, где размещены ДГ, второй ГРЩ и другое электрооборудование. Кроме того, на корабле установлен аварийный дизель-генератор мощностью 800 кВт.
Таблица 2 Основные ТТХ УДК "Хуан Карлос I" |
|
Характеристики | Значение |
Водоизмещение полное, т | 26 800 |
Главные [измерения (ДхШхО), м | 231,4x32x6,8 |
Размеры полетной палубы (ДхШ), м | 202,3x32 |
Скорость полного/экономического хода, уз | 21/15 |
Дальность плавания (на экономической скорости хода), миль (уз) | 9000(15) |
Экипаж, человек | 243 |
Десантовместимость, человек | 902 |
Авиакрыло (палуба + ангар), ел | 8+12 |
ДВК, ед | До 8 |
Следует отметить, что в ходе испытаний дизель-генераторов фирмы MAN на борту УДК произошла неустранимая поломка. Для выяснения причины выхода из строя, проведения ремонта, а также при необходимости последующей замены одного из них было вырезано технологическое отверстие в палубе гаража для тяжелой техники. Причиной поломки стал оборванный шатун, что в дальнейшем повлекло изменение конструкции ДГ для исключения аварий впредь.
Электроэнергия, вырабатываемая генераторами, подается на две поворотные (на 360°) гондолы, разработанные компанией SSP (Siemens-Schottel-Propul-sor). В обеих установлен электродвигатель ABB мощностью 11 МВт, который вращает два трехлопастных винта диаметром 4,5 м.
Применение двигательно-движительного комплекса (ДДК) данного типа обеспечивает кораблю ряд преимуществ:
- высокая маневренность даже при низких скоростях;
- установленные в гондолах ГЭД, не требуют специальной системы охлаждения;
- гребные электродвигатели расположены вне корпуса корабля, что позволяет использовать освободившееся пространство для других целей;
- электродвижение и, как следствие, отсутствие протяженных линий вала и главных редукторных передач (ГРП);
- исключает потери энергии в линии вала и ГРП;
- снижение шумности;
- сокращение затрат на обслуживание.
Наряду с перечисленными преимуществами у таких ДДК существует ряд недостатков:
- для передачи электрического тока высокого напряжения (6 600 В) необходимо использовать кабели соответствующего сечения (диаметром 9 мм); кроме того, для обслуживания электрообрудования с повышенными параметрами тока требуется специально обученный персонал;
- низкое техническое обеспечение техобслуживания и ремонта в следствии труднодоступности ГЭД и подшипников поворотного механизма (необходимо
наличие определенных приспособлений и докование).
При проведении ходовых испытаний были обнаружены вибрации, ставшие следствием кавитации в лопастях передних гребных винтов гондол. Компания "Шоттель" (Schottel GmbH) изучила возникшую проблему. В результате с целью улучшения гидродинамических характеристик ДДК были изменены форма корпуса гондолы и лопастей передних винтов.
Использование гребных винтов небольшого диаметра связано с конструктивными особенностями УДК, в кормовой части которого находится доковая камера. Она имеет вполне определенные геометрические размеры и отвечает требованиям, предъявляемым к УДК по десантовместимости. Вместе с тем наличие поворотных гондол увеличивает осадку корабля.
При разработке проекта испанские специалисты пришли к компромиссному решению снизить осадку за счет уменьшения диаметра винтов и увеличения их количества до двух на каждом ДДК. В результате этого удалось соблюсти требования к осадке корабля и, как следствие, обеспечить его беспрепятственное прохождение через Панамский канал.
С целью повышения гидродинамических характеристик корабля и мореходности УДК в носовой части корпуса расположены два подруливающих устройства общей мощностью 1500 кВт, носовой бульб, килевые скулы и выдвижные успокоители качки.
УДК "Хуан Карлос I" может обеспечивать выполнение взлетно-посадочных операций AT при волнении моря до 5 баллов, а при 4-х высадка десанта производится через кормовую аппарель.
Авиационное вооружение и десантовместимость. Корабль может принимать на борт самолеты с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) AV-8B "Харриер-2+" или F-35B, транспортно-десантные вертолеты: многоцелевые - SH-3D "Си Кинг" и NH-90, военно-транспортные - AW-101 и СН-47 "Чинук", а также транспортно-десантный самолет MV-22B "Оспрей". Типовой состав авиационной группы: шесть многоцелевых вертолетов NH-90 и два самолета КВВП AV-8B "Харри-ep-2+"/F-35B, размещаемых на полетной палубе; 12 многоцелевых вертолетов NH-90 (в ангаре).
Система боевого управления УДК "Хуан Карлос I" SCOMBА |
В июне 2011 года в ходе учений на палубу "Хуан Карлос I" впервые совершил посадку самолет КВВП AV-8B "Харриер-2+", а в июне 2014-го во время совместных маневров ряда стран на кормовую площадку "приземлился" транспортно-десантный самолет MV-22B "Оспрей" с группой морских пехотинцев США. При проведении тренировок с целью тестирования систем, транспортировки и перемещения из ангара на палубу выполнялись различные операции с участием военно-транспортных вертолетов СН-47 "Чинук", многоцелевых вертолетов SH-3D "Си Кинг", а также с ЕС-665 "Тигр" или AS-S32 "Кугар".
В зависимости от поставленной задачи на УДК возможны разные варианты загрузки AT. Суммарная площадь ангара и гаража составляет 1000 м2, а полетной палубы, предусмотренной для стоянки авиатехники, - 4 750 м2.
Для доставки десанта, вооружения, техники и снаряжения на берег на УДК
"Хуан Карлос I" кроме ТДВ используются десантные катера (ДКА). Они размещаются в доковой камере (размером 69,3х16,8 м и площадью 1 164 м2), расположенной в корме корабля, закрывающейся рамповой дверью (16,8х11,5 м). Типовая загрузка доковой камеры: четыре LCM и четыре "Супер Кэт" или один LCAC и четыре "Супер Кэт". Однако конструктивные особенности этого УДК обеспечивают возможность приема в это помещение ДВК ряда стран и типов: Великобритании - СТМ, LC A Mk III и LCU Мк 8 & Мк 10; Франции - СТМ & LCM 6; Нидерландов - LCU; США -LCVP, LCM 8, LCM 6 и LCU & LCAC; Испании - LCM 8, LCM 6, LCU, "Супер Кэт" и LCVP & LCM1E; Австралии -LCM (Amphibious Watercraft) & LCM 8.
УДК "Хуан Карлос I" может принимать на борт автомобильную и бронетанковую технику, где она размещается на площади 3 046 м2, которая в случае использования доковой камеры увеличивается до 5400 м2.
Легкая техника морской пехоты, такая как автомобили типа "Хамви", VAMTAC или грузовики и прицепы к ним, располагается в гараже площадью 2 046 м2. В случае необходимости она может быть расширена за счет ангара AT до 3000 м2.
Бронетанковая техника (танки М60 и "Леопард-2") и транспортные средства находятся в гараже для тяжелой техники площадью 1 400 м2. Максимальные возможности УДК по размещению основных боевых танков типа "Леопард-2" составляют 46 единиц (29 в гараже парковой зоны ангара и 17 в доковой камере).
Система боевого управления (СБУ) УДК. СБУ SCOMBA, объединяющая элементы управления, контроля и связи, устанавливается на всех кораблях ВМС Испании нового поколения.
Радиоэлектронные средства включают: РЛС ОВЦ LANZA-N 3-D максимальной дальностью действия 180 миль; РЛС ОНЦ; навигационную РЛС SPERRY; две РЛС управления воздушным движением ARIES (одна в носовой части корабля, а другая - в кормовой); систему точного захода на посадку PAR.
Таблица 1 Радиоэлектронные системы УДК "Хуан Карлос I" |
||
Система | Фирма-производитель | Примечание |
Интегрированная система управления платформой (SICP) | "Навантия" (Испания) | |
Боевая система (SCOMBA) | "Навантия" (Испания) | По первоначальному проекту система AEGIS (США), позже была заменена национальной версией |
Навигационная система DIANA | "Индра системас" (Испания) | |
Многофункциональный пульт управления C0NAM | "Сайнсел" (Испания) | 12 консолей (две по три монитора и десять по два) |
Оптико-электронная система | "Текнобит" (Испания) | |
РЛС | "Индра системас" (Испания) | Модель LANCE-N |
Навигационная РЛС | "Индра системас" | Модель ARIES-Nav |
Вторичная РЛС | "Индра системас" | Модель ARIES SAAS |
РЛС управления воздушным движением | "Индра системас" | Модель ARIES PAR |
РРТР/РЭП | "Индра системас" | Модель "Ригел" (Rigel) |
IFF (система опознавания) | "Индра системас" | Общее количество режимов пять, в том числе режим S |
Интегрированная система связи ICCS-5 | EID (Португалия) | |
Системы передачи данных "Линк-11 и -22" | "Текнобит" (Испания) | |
WECDIS | "Сайнсел" (Испания) | |
Система управления персоналом и материалами | GMV (Испания) |
Система боевого управления десантными операциями УДК обеспечивает не только контроль и управление всеми системами корабля, но и руководство, а также координацию десантными и гуманитарными операциями в режиме времени, близком к реальному. В ее состав входят: подсистема поддержки командования кораблем CMS; система командования ВМС, система управления и связи для поддержки, а также командования силовой группой.
Кроме того, SCOMBA объединяет все системы - национальные и НАТО в общую базу данных, что дает возможность выполнять УДК функции штабного корабля на уровне бригады.
Вооружение. Включает четыре 25-мм артиллерийские установки (АУ) Мк 38 и четыре 12,7-мм пулемета "Браунинг" М2. Слабая вооруженность корабля связана с требованиями документов, отражающих тактику применения данного подкласса ДК при проведении морских десантных операций вооруженными силами Испании. Согласно этим документам УДК "Хуан Карлос I" обязаны эскортировать корабли охранения, которые отвечают за его оборону. Однако на стадии проектирования ДК в его конструкции были предусмотрены места для размещения дополнительного оружия самообороны. При очередной модернизации запланирована установка системы ARPECAS, оснащенной двумя 25-мм АУ Мк 38 мод. 2 и двумя ЗРК RAM.
Для поиска и уничтожения мин корабль оборудован противоминной системой с дистанционно управляемым подводным аппаратом. Защиту УДК от торпед обеспечивает система типа Nixie SLQ-25 (отводит их с помощью приборов шумовых помех), состоящая из буксируемого устройства ТВ-14А (диаметр 152 мм и длина 935 мм), усилителей, генератора импульсов произвольной формы и электронной консоли, которая обеспечивает интерфейс в ходе решения задач управления и контроля. Устройство ТВ-14А, прикрепленное к буксирному кабелю, выставляется за кораблем в качестве акустической ложной цели (ловушки).
В УДК "Хуан Карлос I" нашли воплощение все лучшие технические наработки в области национального кораблестроения.
Таким образом, в Евросоюзе кроме Франции полноценным универсальным десантным кораблем обладают только ВМС Испании. Вместе с кораблями типа "Галисия" УДК "Хуан Карлос I" образует в настоящее время амфибийный флот национальных военно-морских сил, способный решать задачи командования, а также действовать в интересах ЕС и НАТО в составе сил быстрого реагирования, способствуя тем самым выполнению ст. 17 Договора о Европейском союзе.
Зарубежное военное обозрение. 2015, №5, С.81-86