Универсальный десантный корабль "Хуан Карлос I" ВМС Испании ч1

Универсальный десантный корабль "Хуан Карлос I" ВМС Испании

Р. Голядкин,
кандидат технических наук

Встреча министров иностранных дел и обороны стран-членов Западноевропейского союза (Бельгия, Великобритания, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Испания, Португалия и Греция), состоявшаяся в июне 1992 года в Петерсберге (н. п. близ г. Бонн, Германия), определила развитие оборонной политики этой организации. В ходе нее была выработана декларация - Петерсбергская. Она включает ряд задач, содержащихся в ст. 17 Договора о Европейском союзе, среди которых следует отметить следующие:
- гуманитарные миссии, в том числе спасение людей, пострадавших от вооруженных конфликтов;
- операции по поддержанию мира;
- миротворческая деятельность и урегулирование кризисов.

На этой встрече было заявлено о создании "Союза воинского контингента", в рамках которого будут действовать силы быстрого реагирования в интересах стран ЕС и НАТО.

Петерсбергская декларация положила начало строительству военно-морскими силами Испании собственного универсального десантного корабля (УДК). Кроме того, имеющиеся на вооружении ВМС страны два танкодесантных корабля (ТДК) типа "Эрнан Кортес" и десантный корабль (ДК) "Писарро" (типа "Ньюпорт"), ранее используемые США, выработали свой ресурс, а для его продления требовались значительные средства. Опыт проектирования, строительства и эксплуатации авианосца "Принц Астурийский" и двух десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа "Галисия", имеющих доковую камеру, помог выработать основные требования к ДК нового поколения на стадии концептуальных проработок.

Из числа компаний, взявшихся за разработку корабля, была отобрана "Навантиа", которая ранее уже участвовала в проектировании и строительстве крупнотоннажных кораблей, таких как ДВКД типа "Галисия", а также совместно с голландской фирмой "Невесби ВиБи" занималась постройкой ДК типа "Роттердам" для ВМС Нидерландов.

Первоначально согласно технико-экономическому обоснованию было подготовлено четыре проекта ДК, три из которых предполагали наличие доковой камеры, а четвертый по классификации соответствовал десантному вертолетоносцу. При этом все корабли отличались главными размерениями, водоизмещением и - десантовместимостью.

Детальный проект ДВКД "Атлас" 8000 водоизмещением 7 000-10 000 т был представлен командованиям ВМС Филиппин и Алжира. На корабле есть полетная палуба, ангар для двух вертолетов и доковая камера, в которой могут разместиться два десантно-высодочных катера (ДВК). Десантовместимость 450 военнослужащих и 600 т различных грузов. "Атлас" 8000 является прототипом двух уже имеющихся ДВКД типа "Галисия", построенных для ВМС Испании и предложенных в настоящее время Малайзии.

Водоизмещение десантно-вертолетного корабля-дока "Атлас" 13000 составляет 11 000-15 000 т.

Проект УДК "Атлас" 20000 был создан испанскими специалистами в ходе совместной работы с голландской фирмой "Невесби ВиБи", которая, в свою очередь, разработала ДК типа "Роттердам" для ВМС Нидерландов. В конструкции предусмотрена доковая камера и полетная палуба для вертолетов.

В рамках проекта корабля "Атлас" 26000 водоизмещением 24 000-28 000 т разработаны варианты УДК с доковой камерой и без нее. Уже построены один корабль "Хуан Карлос I" (Juan Carlos I (L-61)) для ВМС Испании и два УДК класса "Канберра" для Австралии. Проект УДК водоизмещением 27 000 т без доковой камеры предложен ВМС Турции.

Опыт эксплуатации авианосца "Принц Астурийский" и ДВКД типа "Галисия" помог заказчику определиться с основными требованиями к проектируемому универсальному десантному кораблю:
- наличие сплошной полетной палубы с трамплином 12°;
- возможность базирования самолетов с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП);
- возможность базирования вертолетов;
- ангар для авиационной техники под полетной палубой;
- возможность управления воздушными операциями;
- наличие доковой камеры;
- способность загоризонтной высадки десанта (доставка и высадка на необорудованное побережье при помощи ДВК и ТДВ);
- десантовместимость: 900 морских пехотинцев, восемь ДВК, 10-15 вертолетов;
- выполнение функций командного пункта соединений разнородных сил ВМС.

Программу строительства УДК "Хуан Карлос I" удалось выполнить в достаточно короткие сроки (2001 -2010). Следует отметить, что заказа на постройку столь крупного корабля на верфях Испании не было со времен Второй мировой войны. Кроме того, не следует забывать о сложности проекта и сроках строительства по сравнению с другими текущими программами ВМС. Затраты составили около 360 млн евро (для сравнения, примерная стоимость фрегата F-100 "Альваро де Базан" превысила 750 млн).


Типовая схема размещения техники на УДК "Хуан Карлос I"; А - на полетной падубе; Б -в ангаре и гараже легкой техники; В - в доковой камере и гараже тяжелой техники
Схема расположения палуб и помещений на УДК "Хуан Карлос I"
Схема расположения устройств для перемещения грузов на корабле

Торжественный спуск на воду УДК, названного в честь короля Хуана Карлоса I, состоялся 10 марта 2008 года на заводе "Фене" компании "Навантиа" (верфь "Ферроль").

УДК "Хуан Карлос I" официально был зачислен в состав ВМС Испании 30 сентября 2010 года под номером L 61. В качестве пункта базирования была определена военно-морская база Рота (г. Кадис), куда он прибыл спустя месяц после успешного завершения морских испытаний.

Удачная конструкция и компоновка ДК позволили компании-разработчике проекта ("Навантиа") выиграть тендер и заключить контракт на постройку корпусов, аналогичных УДК "Хуан Карлос I" для ВМС Австралии, на общую сумму 1 411,6 млн евро. Также велика вероятность приобретения корабля военно-морскими силами Турции. Особенности конструкции корпуса.

УДК "Хуан Карлос I" имеет однокорпусную архитектуру с полетной палубой и доковой камерой для высадочных средств. Корабль изготовлен по модульному принципу из 122 сборочных секций испанского производства.

На верхней палубе ДК (202,3х32 м) размещена полетная палуба (площадь 4 750 м2) с трамплином (угол подъема 12°) по левому борту носовой части и большая островная надстройка, смещенная к правому борту. Под верхней палубой расположены еще три - две грузовые и одна жилая. Для повышения комфортности проживания экипажа корабля жилую палубу разместили не под полетной, как это принято на авианосцах, а под ангаром и гаражом хранения легкой техники (общая площадь 2000 м2).

Ниже располагается доковая камера для десантно-высадочных средств и гараж для хранения тяжелой десантной техники (общая площадь 1 400 м2). В зависимости от поставленной задачи состав загружаемой на УДК техники может меняться.

На самом нижнем уровне располагаются устройства и механизмы ГЭУ и кладовые.

Запасы топлива составляют 2 150 т, авиационного типа JP-5 - 800 т, питьевой и технической воды - 48 и 17т соответственно, 9 140 т воды находятся в балластных цистернах.

Для перемещения техники и грузов между палубами на УДК предусмотрены лифты, подъемники и краны. Доставка техники на полетную палубу выполняется при помощи двух лифтов-подъемников (грузоподъемностью по 27 т), один из которых расположен в центре кормовой части, а другой-справа, перед островной надстройкой корабля. Перемещение грузов на грузовых палубах осуществляется двумя мостовыми кранами (грузоподъемностью по 16 т). Кроме того, имеются грузовая стрела либо кран-балка, лифты и подъемники для боезапаса и провизии, медицинский и пассажирский лифты, а также аппарели.

Для облегчения загрузки и выгрузки тяжелой техники бортовые аппарели, расположенные с правого борта, снабжены пандусами. Кормовая аппарель (по опыту эксплуатации аналогичных механизмов на кораблях других стран) имеет горизонтальное раскрытие крышек, верхняя из которых значительно уже нижней, благодаря чему происходит естественная вентиляция всей грузовой палубы.

На жилой палубе располагаются одно-, двух-, четырех-, девяти- и 18-местные кубрики, кухня, столовые и больничный комплекс. При этом примерно 20 % жилых и бытовых площадей может занимать женский персонал. Характеристики УДК позволяют задействовать также ангарные и гаражные помещения для размещения десантных подразделений за счет использования специальных модульных контейнеров. Возможно увеличение численности личного состава до 1000 человек (на ограниченное время).


Наличие больничного комплекса на борту УДК дает возможность проводить диагностику, хирургическое лечение и госпитализацию до 18 пациентов. В него входят: осмотровое помещение, две операционные, палата интенсивной терапии на восемь пациентов, изоляционный блок на четыре человека, лазарет на 14 мест, стоматологический и рентген-кабинеты, лаборатории, аптеки и комнаты стерилизации. Все они интегрированы в систему телевизионной медицины и связаны в режиме времени, близкому к реальному, с военным госпиталем Гомеса-Улла (г. Мадрид).

На борту УДК предусмотрено размещение до 144 стандартных контейнеров. Кроме того, предполагается транспортировка модулей "палаточного городка" для строительства на берегу медико-спасательного центра. Эти модули доставляются авиационной техникой без задействования портовых погрузочно-разгрузочных приспособлений.

Системой РХБ-защиты с созданием избыточного давления оснащены жилые помещения, помещения командования и управления, а также ГЭУ. Она рассчитана на шесть зон, каждая из которых имеет индивидуальную систему фильтрации воздуха, автоматическую систему сигнализации обнаружения радиационных и химических агентов, а также систему дезактивации.

Для борьбы с огнем корабль разделен пятью пожарными дымонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. Имеется также специально разработанная система пожаротушения.

На УДК предусмотрены коллективные спасательные средства (шесть надувных плотов).

Таблица 1 Основные характеристики проектов кораблей класса "Атлас"

Характеристики УДК 26000 (с доковой камерой) ДВКД 20000 ДВКД 13000 ДВКД 8000
Длина, м 230,8 190,1 160 138,4
Ширина, м 32 31,7 25 24
Осадка, м 7 6,4  5,9 4,9
Водоизмещение стандартное, т 25700 21700 13 000 8500
Экипаж, человек 243 220 190 134
Тип (состав) главной ЭУ КДГТ ЭУ, две винторулевые колонки КДЭ ЭУ, (четыре дизеля, две винторулевые колонки) Двухвальная комбинированная дизельная (четыре дизеля) Двухвальная комбинированная дизельная (четыре дизеля)
Скорость, уз 21  20 20 20
Дальность плавания, миль 9000 9000 6500 7000
Десантовместимость, человек 1200 780 615 450
Гараж легкой техники, м2 1880 1700 285 380
Гараж тяжелой техники, м2 1410 1000  725  825
Ангар, м2 990 600 510 250
Полетная палуба, м2 4750 4750 1340 1 200
Доковая камера, м2 1 165 1100 885  500

 

 

Таблица 2 Численность военнослужащих на УДК "Хуан Карлос I"

Категория военнослужащих Командование и старший офицерский состав, человек Младший офицерский состав, человек Старшинский, сержантский и рядовой состав, человек Всего
Экипаж корабля 24 49 170 243
Главный штаб 45 32 26 103
Авиационное подразделение 41 60 71 172
Группа береговой разведки 1 4 18 23
Десант 46 64 792 902
Всего: 157 209 1077 1443


(Окончание следует)

 

Зарубежное военное обозрение. 2015, №4, С. 84-90

Всего комментариев: 0
avatar