Фрегаты типа "Фритьоф Нансен" ВМС Норвегии (2009)

Капитан 3 ранга И. Мальский

В Норвегии в 1990-е годы было принято решение о строительстве новых фрегатов УРО, предназначенных для замены фрегатов УРО проекта "Осло", которые находятся на вооружении ВМС Норвегии с конца 1960-х годов. Предполагалось, что фрегаты должны быть адаптированы к действиям в условиях Крайнего Севера и предназначены для защиты норвежских территориальных вод, организации противовоздушной обороны, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, ведения разведки и наблюдения.

Контракт на постройку пяти кораблей был подписан в 2000 году. Его общая стоимость составила 2,5 млрд долларов США. Головной корабль серии - фрегат F-310 "Фритьоф Нансен" был заложен 9 апреля 2003 года на судоверфи "Навантия" в г. Эль-Ферроль (Испания), спущен на воду 3 июня 2004-го и включен в состав ВМС Норвегии в июне 2006-го. Постройка второго корабля F-311 "Роальд Амундсен" началась 3 июня 2004-го, спуск на воду был осуществлен 25 мая 2005-го, передача флоту - 22 мая 2007-го. Фрегат F-312 "Отто Свердруп" являлся третьим кораблем серии. Он был заложен 25 мая 2005 года, церемония спуска на воду состоялась 28 апреля 2006-го, передача флоту в мае 2008 года. Передача ВМС четвертого корабля F-313 "Хельге Ингстад", спущенного на воду в ноябре 2007 года, прошла осенью 2008-го. Планируется, что последний фрегат серии F-314 "Тур Хейердал" ВМС страны получат в 2010 году.

Фрегат типа "Фритьоф Нансен" имеет длину 123,25 м, ширину 16,8 м, осадку 4,9 м, полное водоизмещение 5 130 т, экипаж 146 человек. Комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка типа CODAG, состоящая из газотурбинного двигателя LM 2500 "Дженерал электрик" мощностью 26 115 л. с. и двух дизелей "Базан Браво 12V" общей мощностью 12 240 л. с, позволяет обеспечить наибольшую скорость хода 27 уз и дальность плавания 4 500 миль при скорости хода 16 уз. Кроме того, корабль оснащен носовым подруливающим устройством мощностью 1 360 л. с.

Вооружение корабля включает: противокорабельные ракеты NSM фирмы "Конгсберг", восьмиячеечную УВП Мк 41 для 32 ЗУР "Усовершенствованная Си Спарроу", одну универсальную 76-мм АУ "Супер Рэпид" фирмы "ОТО Мелара", два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы торпедами "Стингрей" фирмы "Маркони" и четыре 12,7-мм пулемета. Радиоэлектронное вооружение: РЛС - ОВЦ SPY-1F, две управления стрельбой SPG-62 и две навигационные/ОНЦ фирмы "Литтон"; ГАС - "Сферион" MRS 2000 и буксируемая Мк 2 CATAS с комбинированной активно-пассивной антенной решеткой; оптико-электронная система управления стрельбой АУ VIGY 20 фирмы "Сажем"; система РЭБ "Кондор" CS-3701. На корабле установлена также система постановки ложных целей и пассивных помех в ИК- и акустическом диапазонах SKWS фирмы "Терма". Кормовая палуба корабля оборудована вертолетными площадками для базирования вертолета типа S-60B или NH-90. Все пять кораблей будут оснащены многофункциональной системой управления оружием "Иджис" компании "Локхид-Мартин". Эта американская фирма заключила с ВМС США контракт на сумму 23,1 млн долларов на обеспечение и техническое обслуживание в процессе эксплуатации программного обеспечения этих фрегатов. Соглашение реализуется в рамках американской программы "Иностранные военные продажи" (FMS). Контракт включает базовую разработку и сопровождение программного обеспечения, администрирование, инженерно-техническое обеспечение, управление конфигурацией, материально-техническое обеспечение и ремонт, поставку запчастей. Работы по контракту завершатся к июлю 2011 года.

Принятие на вооружение национальных ВМС фрегатов типа "Фритьоф Нансен" значительно повышает боевые возможности норвежского флота по защите интересов этой скандинавской страны, особенно в арктических водах.
      

Зарубежное военное обозрение. 2009, №1, С.69

Основные ТТХ фрегата типа Фритьоф Нансен, проект 6088

Длина: максимальная 132 м, по ватерлинии 120,39 м
Ширина: 16,8 м
Осадка: 4,9 м
Водоизмещение: стандартное 4681 т, полное 5121 т
ЭУ: двухвальная, дизель-газотурбинная типа CODAG, два дизеля Izar Bravo - 12000 л.с., две газовые турбины G.E. LM-2500 - 57000 л.с., масимальная мощность на валах 40800 л.с., выдвижное подруливающее устройство мощностью 1340 л.с.
Скорость: 27 узлов, крейсерская 18 узлов
Дальность плавания: 4500 миль на скорости 15 узлов
Вооружение: 8 ПКР NSM, вертикальная ПУ Mk 41 - 8 ячеек, боекомплект 32 ЗУР RIM-162B ESSM Sea Sparrow , 76,2-мм артустановка OTO Melara SuperRapid, четыре 12,7-мм пулемета, 2x2 324-мм ТА для противолодочных торпед Stingray
РЛС: 3 навигационных РЛС Decca BridgeMaster, РЛС обнаружения целей, управления оружием и целеуказания SPY-1F 3-D, 2 РЛС подсветки целей Raytheon SPG-62
ГАС: подкильная ГАС Thales TSM 2633, активно-пассивная буксируемая ГАС Thales CAPTAS Mk 2(V)1
Радиоэлектронное вооружение: комплекс РЭБ Condor CS-3701, система предупреждения о лазерном облучении EADS COLDS, 2 ПУ пассивных помех, торпедная ловушка
Авиация: вертолет NH-90
Экипаж: 120 человек
Серия:
F310 Fridtjof Nansen (заложен 9 апреля 2004 года, в настоящее время проходит испытания)
F311 Roald Amundsen (заложен 3 июня 2004 года, планируется ввод в строй осенью 2006 года)
F312 Otto Sverdrup (заложен 25 мая 2005 года, планируется ввод в строй осенью 2007 года)
F313 Helge Ingstad (планируется закладка в 2006 году)
F314 Thor Heyerdahl (планируется закладка в 2007 году)

Всего комментариев: 0
avatar