Фрегат типа "Баден-Вюртемберг" ВМС Германии (2015)

Фрегат типа "Баден-Вюртемберг" ВМС Германии

Полковник С. Корчагин

В июне 2007 года был заключен контракт на строительство четырех фрегатов (ФР) типа "Баден-Вюртемберг" для ВМС ФРГ между федеральным управлением оборонных технологий и закупок (BWB) и консорциумом "Арге" (ARbeitsGEmeinschaft Fregatte 125 - ARGE) в составе компаний "Тиссен-Крупп марине системз/Блом унд Фосс нэйвэл" (г. Гамбург) и "Фридрих Люрссен верфт" (города Гамбург и Бремен). Его общая стоимость составит более 2 млрд евро. Это крупнейший проект германского кораблестроения. Головной ФР - "Баден-Вюртемберг" (F222) - оценивается в 650 млн евро. Дополнительные работы по устранению недостатков (на корпусе корабля разошлось огнестойкое покрытие) обойдутся примерно в 100 млн евро. Эти расходы покроет консорциум.


Принятие фрегатов проекта F125 на вооружение станет одним из основных этапов модернизации ВМС бундесвера. Эти корабли предназначены как для обеспечения национальных интересов в длительных морских операциях низкой и средней интенсивности на удаленных ТВД, так и для участия в многонациональных операциях по поддержанию мира, предотвращению кризисов, поддержке гуманитарных операций, а также операций по эвакуации.

К данному проекту предъявляются следующие требования:
- пригодность к интенсивной эксплуатации в любом районе Мирового океана;
- оснащение АСУ обороны корабля от "асимметричных угроз";
- способность оказания огневой поддержки действиям сухопутных войск на приморских направлениях;
- способность обеспечить ведение боевых действий силами специальных операций (ССО).

Пригодность фрегата F125 к интенсивной эксплуатации является основным требованием и инновационной задачей программы строительства кораблей данного класса. Она во многом определяет конструкцию корабля, график эксплуатационных периодов и основывается, в частности, на следующих принципах:
- продолжительность пребывания в назначенной оперативной зоне в течение 24 месяцев или 5 000 ходовых часов в год;
- обеспечение ресурса главной энергетической установки (ГЭУ) до проведения капитального ремонта в 30 000 ч;
- возможность планового обслуживания систем и механизмов с продолжительностью эксплуатационного периода 68 месяцев и интервалом между доковыми ремонтами пять лет;
- высокая степень автоматизации общекорабельных систем, различных приводов и исполнительных механизмов, ГЭУ и средств борьбы за живучесть.

Решение задач, предусмотренных концепцией интенсивней эксплуатации, по мнению зарубежных экспертов, выводит военное судостроение Германии на новый уровень. Целью интенсивной эксплуатации является достижение максимального непрерывного пребывания корабля в районе проведения операций. Так, если при задействовании предыдущих фрегатов (проекты F124 и F123) требовалось три корабля, чтобы достичь постоянного присутствия одного в оперативной зоне, то при реализации концепции интенсивной эксплуатации (в том числе благодаря использованию сменных экипажей) непрерывно находиться в передовой зоне будут два из четырех фрегатов проекта F12S.

Согласно норме соотношения периодов эксплуатации и технического обслуживания (Betriebs-und Erhaltungs-periodennorm-BEPN) в качестве основы для планирования режимов оперативного использования и обслуживания техники для F125 определен общий цикл продолжительностью 68 месяцев. Он начинается с 33 месяцев первого эксплуатационного периода, включающего три месяца планового технического обслуживания и необходимого ремонта. Далее следует второй период эксплуатации в течение 27 месяцев, после чего предусмотрен восьмимесячный ремонт в доке. Затем начинается очередной, одинаковый по времени и содержанию, общий эксплуатационный цикл.

Достижение этой сложной и впервые поставленной в германских ВМС цели требует от членов экипажа в дополнение к их прямым обязанностям готовности и способности к проведению планового обслуживания техники в процессе эксплуатации. При этом издержки по обслуживанию систем корабля на время его пребывания в море предполагается свести к минимуму с учетом степени их сложности (от отдельных компонентов, имеющих конструктивные особенности с низким уровнем обслуживания, до оборудования с максимальной степенью автоматизации).

ФР проекта F125 способен принять на борт до 50 военнослужащих сил специальных операций (ССО) с полной экипировкой. Для этого на нём предусмотрены зоны (отдельные помещения) для размещения личного состава, а также для складирования вооружения, снаряжения и материальных средств. Альтернативно эти помещения могут использоваться для обеспечения проведения операций по эвакуации или работы штабных групп управления (Commander Task Group - CTG). В последнем случае развертывается центр управления, оснащенный связным оборудованием, интегрированным в сети связи многонациональных сил.

Для обеспечения ССО на фрегате имеются четыре штатных рабочих катера (длина 11 м). Они могут применяться для досмотровых операций, патрулирования, высадки на берег, а также для поиска и спасения терпящих бедствие. В зависимости от решаемых задач катера могут вооружаться 12,7-мм пулеметами или автоматическими гранатометами.

В боевую информационно-управляющую систему (БИУС) фрегата проекта F125 входят как состоящие на вооружении и выпускаемые серийно, так и новые системы. В частности, в состав комплекта включены: впервые реализованные две последовательные взаимно перекрывающиеся сети, модернизированная автоматизированная система управления кораблем и боевого управления оружием (Ftihrungs-und WaffenEinsatzSystem -FtiWES), а также новая многофункциональная РЛС (TRS-4D/NR).

Особенностью конструкции БИУС является распределенная архитектура, состоящая из вычислительных блоков общего назначения и интерфейсных пользовательских компьютеров. В отличие от фрегата проекта F124 конфигурация аппаратуры и программного обеспечения вычислительных блоков и интерфейсных компьютеров практически идентична. Основное предназначение пользовательского компьютера - реализация соответствующего "интерфейсного приложения", при этом он получает все необходимые дополнительные каналы и программные ресурсы для связи с подсистемами. По мнению германских специалистов, независимость от специальных компьютеров и центральных серверов обеспечивает высокую живучесть и надежность этой системы. При сбоях вычислительных блоков общего назначения происходит автоматическое перераспределение программных ресурсов между пригодными к работе компьютерами.

Впервые в ВМС ФРГ БИУС обеспечивает широкую интеграцию оптоэлектронных датчиков с автоматическими управлением, анализом изображения, а также связь потока цифровых данных с видеоданными в интерфейсе "человек-машина".

В боевой информационно-управляющей системе предусмотрена функция "ведения асимметричной войны" (Anti-Asymmetric Warfare - AAsyW) для защиты корабля от нападений террористов. В основу положен принцип непрерывного (без "мертвых зон") контроля окружающей обстановки. Для гарантированного обнаружения и заблаговременной классификация "угроз" применяется непрерывное сличение данных, получаемых от оптических и оптоэлектронных датчиков, с заложенными в память ЭВМ "портретами" (формулярами) типовых потенциально опасных объектов. При этом назначается последовательность применения систем оружия на самооборону по эшелонам.

Основные характеристики фрегата проекта F125

Полное водоизмещение, т Более 7 000
Длина, м 149,52
Ширина, м 18,8
Осадка, м 5
Главная энергетическая установка, тип КДЭПУ (CODLAG)
Газовая турбина, тип GE 7 LM2500 PF/MLG
количество, единиц 1
мощность, л. с. 26820
Дизельные генераторы, тип MTU20V4000
количество, единиц 4
мощность, л. с. 3 875
Количество гребных электродвигателей, единиц 2
Мощность гребных электродвигателей, л. с. 6 300
Движитель, тип Пятилопастной винт регулируемого шага
Скорость хода, уз:  
полного 26
экономического 18
Дальность плавания, миль 4000
Экипаж, человек 120 (дополнительно 20 человек авиагруппа и 50 военнослужащих ССО)

Вооружение

Ракетное 2 х 4 ПУ ПКР "Гарпун" (RGM-84); 2 ПУ Мк 49 3РК "Рам" мод.2
Артиллерийское, единиц:  
127-мм АУ 1
27-мм MLG 27 с ДУ 2
12,7-мм пулемет с ДУ 5
12,7-мм пулемет 2
Авиационное, штук: многоцелевые вертолеты NH-90 2
Радиоэлектронное: системы передачи данных Link 11,-16 и -22

В состав радиоэлектронного вооружения также включены: система передачи данных типа "Лише" (Link 11/16/22), интегрированная бортовая сеть (работает в режиме реального времени) и мультисервисная бортовая сеть (не в реальном времени), а также фильтры ИТ-безопасности.

В состав вооружения фрегата проекта F125 входят: две четырехконтейнерные ПУ противокорабельных ракет "Гарпун", две ПУ Мк 49 ЗРК "Рам", 127-мм артиллерийская установка (АУ) 127/64 LW (итальянской фирмы "ОТО Мелара"), две 27-мм АУ MLG-27, пять 12,7-мм пулеметов, четыре ПУ постановки ложных целей, а также системы радиоэлектронного противодействия (Syste-me fur Elektronische GegenmaBnah-men - EloGM).

По сравнению с 76-мм орудиями германских фрегатов и корветов других типов АУ ФР проекта F125 имеет наибольший калибр среди кораблей ВМС страны. Орудие предназначено для поражения всех видов целей (морских, воздушных и наземных) и огневой поддержки действий сухопутных войск на приморских направлениях. Установка позволяет вести огонь всеми стандартными типами боеприпасов калибра 127 мм со скорострельностью 35 выстр./мин. В боекомплекте четыре барабанных магазина по 14 выстрелов, что позволяет применять боеприпасы различного типа. В боезапас корабельной АУ планируется включить подкалиберный боеприпас "Вулкано" в неуправляемом и управляемом вариантах (по данным КРНС "Навстар" или полуактивной лазерной ГСН). В неуправляемом варианте его максимальная дальность стрельбы составит до 70 км, а в управляемом - до 100 км.

По мнению зарубежных специалистов, возможность эффективной защиты от асимметричных угроз, таких как малоразмерные и быстроходные катера и лодки, является одной из отличительных особенностей нового фрегата. Корабельная система мониторинга, наблюдения и навигации "Симоне" (Shiplnfrared Monitoring, Observationand Navigation Equipment - SIMONE) включает 14 опте электронных датчиков, позволяющих осуществлять раннее выявление "асимметричных угроз" в реальном масштабе времени (круговой мониторинг обстановки вблизи борта). Она в комплексе с РЛС TRS-4D/NR и системой датчиков обнаружения факта применения противником средств РЭБ обеспечивает своевременное обнаружение и поражение различных целей.

Кроме того, в комплект радиоэлектронных средств корабля входят: РЛС С-диапазона (4-Flachen C-BandRadar), станция Х-диапазона, система опознавания "свой-чужой" (Freund/FeindErkennung- IFF), средства связи F-диапазона "Инмарсат", СВЧ- и УВЧ-диапазонов "Сатком" (INMARSAT F, SHF/UHF-SATCOM), лазерные системы предупреждения, две электронно-оптические системы обнаружения целей, а также дистанционно управляемые подводные аппараты "Си Фокс" (Sea Fox) и ГАС, обеспечивающая решение противоподводнодиверсионных задач (laucherdetektionssonar -MTDS) тапа "Церберус" мод. 2 (Cerberus Mod. 2). ГАС может управляться дистанционно с ходового поста (с пульта оператора) или работать в автономном режиме. Широкополосная станция "Церберус" обеспечивает освещение подводной обстановки вокруг фрегата. Она также предназначена для выявления атак боевых пловцов либо автономных необитаемых подводных аппаратов с зарядом ВВ.

Навигационное оборудование включает: интегрированный ходовой пост, по две навигационных РЛС Х- и С-диапазо-нов, аппаратуру для работы с электронными морскими картами (ECDIS), аппаратуру приема данных с метеоспутника, автоматическую систему идентификации (AIS).

Корабль оснащается комбинированной дизель-электрогазотурбинной энергетической установкой (схема GODLAG). Ее особенностью является использование на экономических скоростях хода (до 20 уз) системы электродвижения, включающей четыре дизель-генератора мощностью по 2,9 МВт и два гребных электродвигателя (по 4,7 МВт), что позволит снизить расход топлива и уровень акустических шумов. На режимах полного хода предусматривается подключать к валолиниям газотурбинный двигатель (мощность 20 МВт).

Работы между подрядчиками распределены следующим образом. Предприятия "Фридрих Люрссен верфт" (города Бремен и Вольгаст) строят носовую секцию корабля и проводят ее предварительное оснащение. "Блом унд Фосс" (г. Гамбург) занимается строительством кормовой секции, обеспечивает окончательное дооснащение ФР, сборку секций корпуса, выполняет весь комплекс испытаний и передачу готовых фрегатов заказчику.

В настоящее время завершается оснащение головного корабля в серии - ФР "Ба-ден-Вюртемберг" (Baden-Wurttemberg, F222), который планируется передать национальным ВМС в 2017 году. Второй корабль - "Северный Рейн-Вестфалия" (Nord Rhein-Westfalen, F223), проходящий сборку на верфи "Блом унд Фосс" (г. Гамбург), должен войти в состав флота в октябре того же года. Поставка третьего ФР - "Саксония-Анхальт" (Sachsen-Anhalt, F224) - ожидается в июле 2018-го. Закладка четвертого -"Рейнланд-Пфальц" (Rheinland-Pfalz, F225) - намечалось в текущем году, а передача ВМС - в июне 2019-го.

Новые фрегаты заменят восемь кораблей типа "Бремен" (проект F122).

ФР типа "Баден-Вюртемберг" обладают улучшенными тактико-техническими характеристиками, включая повышенную автономность, по сравнению с аналогичными кораблями. Впервые в истории ВМС Германии фрегаты будут комплектоваться сменными экипажами. Их ротация должна происходить каждые четыре месяца. Для реализации намеченного планируете! расширить инфраструктуру ВМБ Вильгельмсхафен. С целью комплексной подготовки экипажей, включая отработку задач в обстановке, максимально приближенной к боевой, а также изучения ими систем вооружения фрегата типа "Баден-Вюртемберг" с ноября 2011 года ведется строительство учебного корпуса, двух казарм и здания для размещения сменных экипажей кораблей, а также учебно-тренировочного и крытого спортивного комплексов.

Таким образам, в Германии успешно реализуется программа строительства четырех фрегатов типа "Баден-Вюртемберг" проекта F125. При этом предусматривается реализация ряда инноваций как инженерно-технического, так и оперативного характера. Корабли данного типа существенно усилят боевой потенциал военно-морских сил ФРГ и расширят их возможности в ходе операций, проводимых как самостоятельно, так и по планам ОВМС НАТО.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №12, С.96-97

Всего комментариев: 0
avatar