JF-17 "Тандер" ВВС Пакистана

Майор А. Зубцов

На вооружение ВВС Пакистана поступили тактические истребители JF-17 "Тандер" (китайское обозначение FC-1 "Сяолун"). Первые два JF-17, изготовленных китайской компанией "Чэнду эркрафт индастри", были переданы Пакистану в марте 2007 года. Первоначально планировалось, что еще шесть самолетов будут поставлены до конца 2007 года, однако эти сроки были продлены.

Работы по созданию истребителя FC-1 начались в конце 80-х годов, но из-за отсутствия финансирования и интереса со стороны потенциального покупателя в лице ВВС НОАК проект был заморожен. Разработка самолета была возобновлена после того, как командование ВВС Пакистана решило использовать истребитель FC-1 в качестве замены устаревших F-7 (китайская версия МиГ-21), А-5, "Мираж-3" и "Мираж-5".

В 1999 году "Пакистан аэронотикал компани" (РАС) и китайская авиастроительная группа "Чэнду эркрафт индастри" подписали контракт, предусматривающий реализацию совместной программы разработки и производства JF-17 "Тандер". Первый полет JF-17 совершил в августе 2003 года. Всего согласно контракту общей стоимостью около 2,3 млрд долларов ВВС страны должны получить 150 машин.

Сборка самолетов будет осуществляться в Пакистане на совместном предприятии, созданном компаниями РАС и "Чэнду". К самостоятельному производству JF-17 на авиастроительном комплексе в г. Камра (провинция Пенджаб) эта страна приступила в январе 2008 года. Ожидается, что к 2010 году 60 % элементов фюзеляжа и 80 % БРЭО будут изготавливаться национальными компаниями.

Согласно разработанному графику в 2008 году должно быть собрано 15 машин, в 2009-м - 20, а к 2011-му намечено довести объем выпуска до 25 JF-17. Всего Пакистан планирует самостоятельно произвести от 200 до 250 истребителей, которыми к 2015 году будут оснащены 10-12 эскадрилий. Общее количество построенных истребителей будет зависеть от финансирования проекта. Стоимость одного JF-17 составит от 8 до 13 млн долларов.

Истребитель JF-17 "Тандер" имеет длину 14 м, размах крыла 8,5 м, оснащен одним двигателем РД-93. Боевая нагрузка самолета составляет 3 720 кг, боевой радиус в версии истребителя 1 200 км, максимальная дальность полета 3 000 км, максимальная скорость М = 1,6. Он может оснащаться различными типами управляемых ракет классов "воздух - воздух" и "воздух - земля", а также авиабомбами. Ближайшие планы модернизации самолета предусматривают возможность его оборудования системой дозаправки в воздухе.

В настоящее время JF-17 оснащены китайскими РЛС KLJ-10 и авиационными ракетами средней дальности SD-10/PL-12 с активной ГСН. По контракту БРЭО китайского производства будут оборудованы первые 50 истребителей. Затем на самолетах будут установлены разработанное в Пакистане БРЭО и БРЛС европейской разработки. По имеющейся информации, сейчас пакистанская сторона рассматривает предложение французских коллег об оснащении их европейским оборудованием и вооружением, включая РЛС RC-400 фирмы "Талес" и ракеты MICA класса "воздух - воздух" производства компании MBDA. Переговоры об участии в поставках оборудования ведутся также с британскими и итальянскими фирмами.

Заказы на JF-17 уже разместили Азербайджан и Зимбабве. Кроме того, интерес к закупке китайских истребителей проявили еще ряд зарубежных стран.

Зарубежное военное обозрение. 2008, №5, С. 64

Всего комментариев: 0
avatar