ДРЛОиУ "Эриай" ВВС Пакистана

Самолёт ДРЛО и Управления "Эриай" ВВС Пакистана

Полковник В. Нейвинский

Компания СААБ (Швеция) 26 марта 2008 года осуществила выкатку первого авиационного комплекса ДРЛО и управления "Эриай" для ВВС Пакистана, построенного на базе пассажирского самолета СААБ-2000. Основой его бортового и специального оборудования является система FSR-890.

Данный комплекс специально разработан компанией в соответствии с требованиями ВВС Пакистана. Каждый самолет будет оборудован пятью-семью автоматизированными рабочими местами операторов обнаружения и обработки данных. Он может использоваться в качестве составной части распределенной сети дальнего радиолокационного обнаружения и для передачи полученных данных в режиме реального времени непосредственно на наземную сеть командования и управления. Кроме того, по заказу пакистанской стороны самолеты будут оснащены дополнительными системами радиоэлектронной и радиотехнической разведки.

Основой системы FSR-890 является многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС бокового обзора PS-890 "Эриай" 10-см диапазона длин волн (рабочие частоты 3,1-3,3 ГГц) с активной фазированной решеткой с электронным сканированием. Угол обзора с каждой стороны составляет около 150° по азимуту и ± 9° по углу места, ширина луча диаграммы направленности запросчика - 0,7° по азимуту и 9° по углу места, максимальная дальность обнаружения целей на высоте 6 ООО м - 450 км, при этом возможно их загоризонтное обнаружение. Для обеспечения максимальной мощности излучения в целях увеличения дальности обнаружения предусмотрена возможность сканирования пространства только с одной стороны. РЛС способна обнаруживать объекты, движущиеся со скоростью 14-2 000 км/ч. Станция имеет три основных режима работы: нормальный и расширенный обзор воздушного пространства, а также обзор наземного и надводного пространства. В состав системы FSR-890 для определения государственной принадлежности объекта, а также для получения информации о барометрической высоте полета военных и гражданских ЛА входит аппаратура системы опознавания "свой - чужой" Мк12. Она позволяет осуществлять индивидуальное опознавание самолета (корабля) с определением его местоположения и бортового номера. Система работает в стандартных режимах опознавания 1, 2, 3/А, С и S. Рабочая зона по азимуту совпадает с секторами обзора РЛС, а дальность обнаружения превышает 300 км. Точность определения координат сопровождаемых объектов (до 1 000) составляет 1-1,5°. Эффективная дальность обнаружения цели типа истребитель находится в диапазоне 300-350 км, а морские цели могут быть обнаружены на дальности до 320 км.

Контракт стоимостью 1,15 млрд долларов на поставку в течение 30 лет самолетов ДРЛО и управления "Эриай", оснащенных FSR-890, а также наземных пунктов приема и обработки информации, тренажеров и выполнение техобслуживания БРЭО был заключен в июне 2006 года. Общее количество заказанных самолетов ДРЛО и управления официально не называется. По данным информационного издания "Джейнс", эта цифра изначально составляла 6 единиц, но в мае 2007 года по просьбе Пакистана стороны пересмотрели условия контракта, сократив количество поставляемых систем. В результате проведенных между СААБ и правительством Пакистана переговоров было принято решение о снижении стоимости контракта на 197,4 млн долларов без пересмотра сроков поставки. Количество заказанных самолетов, вероятно, было сокращено до пяти.

Первый опытный образец самолета станет базовой платформой для проведения испытаний и оценки возможностей планера и оборудования в рамках реализуемого СААБ проекта поставки. Первый полет должен состояться до конца 2008 года. В соответствии с условиями контракта передача первого самолета "Эриай" ВВС Пакистана запланирована на конец 2009 года.

Постройка первого образца СААБ-2000 под обозначением SE-001 была закончена 14 декабря 1991 года, а первый полет он выполнил 26 марта 1992-го. Выкатка первого серийного самолета (SE-004) состоялась 17 марта 1993 года. ТРДД для него сертифицирован в апреле 1993-го. Основные характеристики СААБ-2000: летный экипаж три-четыре человека; максимальная взлетная масса 22 800 кг, масса пустого 13 800 кг, масса полезной нагрузки 5 900 кг; максимальное число М = 0,62, максимальная крейсерская скорость 656 км/ч (на высоте 9 450 м); максимальная скороподъемность 11,4 м/с, время набора высоты 6 100 м составляет 10 мин; практический потолок 9 450 м, диапазон крейсерских высот 5 485-9 450 м. Длина самолета 27,28 м, размах крыла 24,76 м, высота 7,73 м, диаметр фюзеляжа в миделевом сечении 2,31 м. На нем установлены два ТРДД АЕ 2100А компании "Аллисон" мощностью 3 096 кВт каждый. Запас топлива 5 300 л.

Одновременно с реализацией пакистанской программы СААБ приступила к разработке комплекса "Эриай" для ВВС Таиланда. В октябре 2007 года кабинет министров этой страны одобрил выделение 1,1 млрд долларов на закупку 12 истребителей JAS-39 "Грипен" и двух самолетов ДРЛО СААБ-340 с комплексом "Эриай" (шведское обозначение S-100B "Аргус") вместе с наземным оборудованием и эксплуатационно-техническим сопровождением. Условия контракта общей стоимостью 600 млн долларов на поставку авиатехники, подписанного 11 февраля 2008 года, включают в том числе передачу одного самолета ДРЛО, а также наземной системы управления и контроля, которая позволит интегрировать его в единую сеть с истребителями. Поставка запланирована на первый квартал 2011 года. На сегодня системами наблюдения "Эриай" осцащены также самолеты ВВС Бразилии и Греции. Интерес к закупке таких систем проявляют Малайзия и Саудовская Аравия.

Зарубежное военное обозрение. 2008, №10, С. 59-60

Всего комментариев: 0
avatar