01.04.2016 Интервью с министром обороны Финляндии Юсси Ниинистё
© LENTA.ru, Министр обороны Финляндии Юсси Ниинистё занимает свою должность с 2015 года. Глава военного ведомства страны, с которой Россию исторически связывают непростые отношения, рассказал об изменениях в финском военном строительстве, в том числе связанных с кризисом вокруг Украины.
«Лента.ру»: Каковы основные перемены в оборонной политике Финляндии в свете украинского кризиса и обострения отношений между Россией и Западом?
Юсси Ниинистё: В связи с украинским конфликтом у населения Финляндии повысился интерес к кризисам. Финляндия постоянно поддерживает и развивает уровень своего оборонного потенциала (несмотря на окончание холодной войны). Мы внимательно следим за развитием ситуации с безопасностью и выполняем наши обязательства в сфере безопасности как на национальном уровне, так и в качестве государства — члена ЕС.
Есть ли в Финляндии общественный запрос на укрепление обороны страны от гипотетической угрозы со стороны России? Считаете ли вы российскую угрозу для Финляндии реальной или руководство обороны Финляндии расценивает украинский кризис как более частный?
Финляндия не видит прямой военной угрозы со стороны России. Финляндия, как и все остальные страны ЕС, осуждает незаконное присоединение Крыма к России. Украинский конфликт может стать перманентным, и поэтому Финляндия считает нужным поддерживать контакт с Москвой. В Финляндии, естественно, заметили, что Россия развивает свой военный потенциал, например, путем организации внезапных учений для проверки готовности вооруженных сил. Отсутствие транспарентности в данном вопросе вызывает озабоченность.
Каковы в связи с этим перспективы развития связей Финляндии с НАТО? Насколько реально вступление в НАТО?
Финляндия не является членом какого-либо военного союза. Она осуществляет практическое партнерство с НАТО и сохраняет возможность вступления в эту организацию. Правительство Финляндии готовит доклад о внешней политике и политике безопасности, в котором будет дана оценка последствий возможного вступления Финляндии в НАТО.
Международное сотрудничество и уплотнение оборонительного сотрудничества необходимы Финляндии для развития и поддержания военного потенциала. Финляндия уже более 20 лет сотрудничает с НАТО по линии партнерства, принимает активное участие в учениях и продолжит так действовать и в дальнейшем. В соответствии с политикой, утвержденной еще до украинского конфликта, наше сотрудничество с НАТО будет углубляться.
В настоящее время практически все военные контакты между Финляндией и Россией приостановлены. Каковы перспективы их возобновления?
До украинского конфликта министерства обороны Финляндии и России осуществляли обмен визитами в соответствии с ежегодными программами. Пока мы не планируем подготовку новой программы, но хотим на уровне должностных лиц сохранить контакты с руководством Министерства обороны России.
Сказался ли нынешний кризис на военно-технических связях России и Финляндии? Финляндия как член ЕС должна подчиняться введенному эмбарго, в том числе на оборонные закупки в России. Как это отражается, в частности, на контракте о приобретении в России пулеметов ПК, есть ли трудности с получением запасных частей к советской / российской технике?
У нас все еще имеется некоторое количество не новой российской техники, в том числе артиллерийское вооружение и средства транспорта. Контракт на покупку пулеметов был заключен еще до введения эмбарго. В соответствии с санкциями, страны ЕС не будут заключать новых контрактов на покупку военной техники у России.
Принимает ли Финляндия меры по увеличению численности войск или мобилизационной готовности? Многие обратили внимание на покупку Финляндией танков Leopard 2A6 в Голландии, что сделало финскую армию единственной в Европе, увеличивающей свой танковый парк.
В результате реформы оборонительных сил Финляндии численность войск в военное время сократилась до 230 тысяч человек. Оборонный потенциал страны рассчитан на основе этой численности, и военные органы Финляндии не планируют ее увеличивать. Поддержка ситуационной оценки оборонительных сил, контроль территориальной целостности и готовность к ее защите находятся на хорошем уровне, что, однако, не исключает необходимости каждый день прикладывать усилия по поддержанию боевой готовности. В настоящее время разрабатываются, к примеру, законодательные изменения, позволяющие призвать резервистов на службу за более короткий срок, чем сегодня.
На сегодняшний день танки представляют для многих стран обычный для сухопутных войск вид боевой техники. Мы в свое время купили бывшую в употреблении технику предыдущего поколения, в том числе танки Leopard 2A4 в Германии. Новые танки приобретены взамен этой устаревшей техники. Новые танки закупаются из наличия, в этот раз мы нашли подходящую для наших нужд бывшую в употреблении технику в Голландии.
Беспокоит ли Финляндию усиление русской военной активности на Севере — в частности, воссоздание бригады в Алакуртти? Считается ли эта активность направленной против Финляндии хотя бы косвенно?
Контрольная группа оборонительных сил Финляндии в соответствии с Венским документом ОБСЕ совершила прошлой осенью оценочный визит в гарнизон в Алакуртти. Мы хотим поблагодарить российскую сторону за открытую атмосферу визита. Как я уже отметил, в Финляндии не ощущают непосредственной военной угрозы со стороны России, но мы, естественно, следим как за политической, так и за военной активностью России.
Насколько актуально для Финляндии усиление военного сотрудничества со Швецией в нынешних условиях? Не несет ли, по вашему мнению, усиление этого сотрудничества дополнительные риски ответной реакции со стороны Москвы?
Двустороннее военное сотрудничество со Швецией получает широкую политическую поддержку в Финляндии. В действующей правительственной программе оговорено усиление оборонного сотрудничества со Швецией. Это важный фактор международного сотрудничества, проводимого Министерством обороны Финляндии. Я не вижу причин для того, чтобы это вызвало какую-либо негативную реакцию у третьей стороны. Военное сотрудничество между Финляндией и Швецией носит сугубо оборонительный характер, оно ни против кого не направлено.
Планируется ли расширение военного сотрудничества со странами Балтии? Если да, то каковы его основные направления?
В соответствии с правительственной программой правительство Финляндии действует во имя безопасности и стабильности на Севере и в Балтийском регионе и усиливает сотрудничество между северными странами. Эстония и другие балтийские государства являются важными партнерами для Финляндии как в рамках Европейского союза, так и на двустороннем уровне. Примерами сфер сотрудничества могут служить совместные операции по управлению кризисными ситуациями; совместные учения, обучение и подготовка персонала; материально-техническое обеспечение.
Каковы перспективные программы Финляндии в области приобретения вооружений на мировом рынке?
Мы взвешенно развиваем оборонительные возможности всех видов вооруженных сил в соответствии с программой развития вооруженных сил нашей страны. Мы покупаем боевую технику, организуя отечественные и международные тендеры, принимая те варианты, которые соответствуют нашим требованиям. Среди готовящихся крупных покупок можно назвать обновление судового состава ВМС Финляндии, срок службы которого подходит к концу. Самым крупным отдельным проектом является покупка новых истребителей взамен нынешних F/А-18.
Каковы планы Финляндии по закупке новых боевых самолетов на замену F/A-18?
Я поручил оборонительным силам Финляндии запустить проект замены парка истребителей F/А-18 Hornet, цель которого заменить старый парк новыми истребителями начиная с 2025 года. Решение о запуске проекта основано на правительственной программе. Запрос о предоставлении информации будет разослан в 2016 году, а приглашение на участие в тендере — в 2018 году.
Как строятся взаимоотношения Министерства обороны Финляндии и национального ВПК? Имеет ли он какие-либо преференции перед иностранными поставщиками — из ЕС и стран, не входящих в него?
Отечественная военная промышленность — важная опора обороны страны. Мы имеем партнерские отношения с финскими компаниями во многих сферах — например, в сфере авиации и технического обслуживания сухопутной техники. Во многих случаях нам приходится создавать отечественную систему сервисной поддержки для обслуживания закупленных за рубежом систем. Промышленность способствует развитию собственного технического потенциала, отвечающего нашим требованиям, а также в области международного сотрудничества.
Каким образом строится ценообразование на закупаемую продукцию военного назначения?
Эффективное проведение международных тендеров — один из способов обеспечения экономической эффективности. В общих затратах следует также учесть эксплуатационные расходы.
Каковы взгляды министерства обороны на идеальную модель комплектования армии личным составом? Планируется ли полный переход на контрактную службу? Как вы оцениваете уровень подготовки резервистов в рамках проведенных «больших сборов»?
Решение Финляндии — всеобщая воинская обязанность, функционирование которой усиливается с учетом общественного развития, использования навыков военнослужащих, а также с учетом изменившейся ситуации с безопасностью. Реформа оборонительных сил имела целью, в частности, увеличение количества учений и рост выделяемых ресурсов на подготовку как военнослужащих срочной службы, так и резервистов. Около 18 тысяч резервистов проходят ежегодную подготовку в вооруженных силах. Кроме того, у Ассоциации военно-патриотической подготовки ежегодно заказывается подготовка около 16 тысяч резервистов. Эти объемы достаточны для поддержания боевой готовности резерва.
Участвует ли министерство обороны в военно-техническом сотрудничестве Финляндии — в качестве поставщика техники и вооружения из наличия и регулятора военно-технической политики?
Решения, основывающиеся на законодательстве об экспорте продукции ВПК, мы готовим совместно с министерством иностранных дел и другими органами власти, соблюдая международные обязательства, принятые Финляндией. Это, например, решения ЕС и ООН. Что касается списанной техники, в большинстве случаев мы пользуемся техникой до полного износа, и редко остается что-нибудь для продажи. Как правило, такие системы становятся музейными экспонатами или отправляются на лом. В некоторых отдельных случаях техника продается — например, другому государству. Кроме того, сертификаты конечного пользователя, выданные продавцу, ограничивают возможности перепродажи техники.
Текст интервью предоставлен редакцией журнала «Экспорт вооружений».