Европейский военно-промышленный концерн EADS (2006)
Европейский военно-промышленный концерн EADS
Полковник О. Володин,
лейтенант Д. Башмаков
Авиапромышленный комплекс ФРГ, формировавшийся вместе с восстановлением других отраслей экономики после Второй мировой войны, обрел полноценную производственную базу к началу 70-х годов XX века, выпуская в основном вооружение и военную технику (ВВТ). Высокий удельный вес военного сектора по объемам продукции и численности занятых в производстве сохранялся до конца 80-х годов, составляя 60-65 % Ситуация начала меняться с воссоединением Германии, когда геополитические изменения в мире и необходимость реформирования вооруженных сил создали новые условия, в которых авиационная промышленность была вынуждена заниматься разработкой и производством новых образцов боевой авиатехники совместно с другими странами-партнерами по блоку НАТО, а также уделять большее внимание созданию и выпуску продукции гражданской авиации.
В настоящее время ведущие предприятия и учреждения авиационной отрасли страны объединены в Федеральный союз германской авиакосмической промышленности - BDLI (Bundesverband der Deutschen Luft-und Raumfahrtindustrie). В нем насчитывается более 150 организаций, в компетенцию которых входит весь цикл промышленного производства - от проектирования опытных образцов до выполнения серийных заказов. Эта организация представляет экономические, технолого-исследовательские и политические интересы своих членов в правительстве, парламенте, прессе и общественности. Ежегодный оборот предприятий, входящих в BDLI, составляет 16 млрд евро (по данным 2005 года), общее количество рабочих мест на них около 70 000. Сам союз, в свою очередь, входит в Федеральный союз германской промышленности (Bundesverband der Deutschen Industrie - BDI).
Количество сотрудников компании EADS (на 1 января 2005 года) |
В авиационной промышленности ФРГ, где, по оценкам зарубежных экспертов, отмечается высокий уровень экспортной ориентации производства, доля поставок ВВТ для продажи за границу со второй половины 90-х годов до настоящего времени устойчиво превышает 50 % Организационно BDLI состоит из четырех производственных отделений: оборудования и материалов, авиаперевозок, оборонного и космического. Представители этих отделений образуют президиум высших органов управления BDLI. Для конструктивного диалога фирм-членов данной организации в Федеральном союзе германской авиакосмической промышленности существуют форумы и отраслевые комитеты, в обязанности которых также может входить представление интересов промышленности на государственном уровне. Комитетами, выполняющими функциональные ключевые задачи в рамках союза, являются следующие: экономики и права, научных исследований и технологии, поддержки производства, обеспечения качества продукции, программного и информационного обеспечения, профессионального обучения. Существующие в союзе рабочие группы, занимаются организацией выставок и салонов.
Несмотря на большой товарооборот, авиационная промышленность Германии не располагает мощностями для полного цикла производства большинства образцов как военной, так и гражданской авиационной техники. Согласно оценкам специалистов министерства обороны ФРГ, современное военное авиастроение в стране утратило технологические возможности для разработки и производства современных боевых самолетов без сотрудничества с другими европейскими странами, прежде всего с Великобританией, Францией и Италией. Необходимость межнационального сотрудничества для поддержки германской авиационной промышленности привела к укрупнению отдельных фирм и вхождению их в концерны, объединяющие основных европейских производителей.
Ведущие фирмы, занимающиеся разработкой и производством авиаракетно-космической техники, крупнейшими из которых являлись "Мессершмитт-Бельков-Блом", "Дорнье" и "Моторен унд турбинен унион", создали в 1988 году концерн "Дойче аэроспейс". Позднее он был переименован в "Даймлер-Бенц аэроспейс", а в 1998-м- в "ДаймлерКрайслер аэроспейс". Летом 2000 года этот концерн стал одним из трех основателей авиаракетно-космического холдинга европейская авиационно-космическая оборонная компания EADS (European Aeronautic Defence and Space Company). В настоящее время предприятия германского отделения EADS составляют основу производственной базы авиационной промышленности. За последние шесть лет этот холдинг уверенно развивался, получая большое количество заказов, преимущественно в гражданской отрасли и участвуя в таких военных программах, как разработка и производство тактического истребителя "Тайфун" по программе "Еврофай-тер-2000" и военно-транспортного самолета А400М.
По мнению западных экспертов, экономическое положение концерна на начало 2006 года является устойчивым. Показатели EADS уже шестой год подряд превосходят ожидания аналитиков авиационного рынка. Общий товарооборот в 2005 году составил 34,2 млрд евро (прирост в 8 % относительно 2004-го), доход - 1,7 млрд (прирост в 39 % относительно того же периода) Прогнозируемый товарооборот в 2006 году более 37 млрд евро, исходя из соотношения курсов валют: 1 евро равен 1,30 доллара. На опубликовании экономических итогов за 2005 год представители управления концерна заявили, что EADS добился своих лучших результатов, поэтому они намерены и дальше повышать рентабельность производства и разработок. Экспансия концерна в растущие перспективные рынки авиационной техники будет ускорена. Они также упомянули о том, что основными направлениями расширения его поля деятельности станут гражданское самолетостроение (отделение "Эрбас") и военное вертолетостроение ("Еврокоптер"). Такой вывод связан прежде всего с большим количеством заказов на гражданскую грузопассажирскую авиацию, полученных концерном на 2006 год. Вместе с тем были названы и основные проблемы, с которыми столкнулось руководство концерна. К ним относятся: невыгодное положение валюты евро как более дорогой на фоне доллара США, растущая и все более жесткая конкуренция, а также большие расходы на новые программы. Однако рекордный объем заказов концерна (253,2 млрд евро на конец 2005 года по сравнению с 184,3 млрд на конец 2004-го) позволяет с уверенностью сказать, что указанные проблемы не повлияют на положительную динамику. За счет вышеперечисленных экономических факторов EADS рассчитывает сохранять свои позиции в области высокотехнологичных разработок. На предприятиях концерна по состоянию на конец 2005 года было занято 113 210 человек (прирост в 2,3 % относительно 2004-го).
В состав EADS входят семь отделений, занимающихся самолетостроением и обслуживанием авиационной техники - "Эрбас", ATR, EADS Socata, EADS Sogerma services, EADS/CASA Military Transport Aircraft Division, EADS/PZL Military Transport Aircraft Division, EADS/Airbus Military Aircraft.
По оценке зарубежных аналитиков, на данный момент наиболее прибыльным отделением концерна является "Эрбас". Его оборот в 2005 году составил 22,179 млрд евро (прирост 10 % относительно 2004-го), число контрактов - 1110. Такое большое их количество, как и быстрое развитие отделения, связано прежде всего со стремительным ростом объема гражданских грузопассажирских перевозок в Азии. В настоящее время на этот регион приходится 47 % всех новых контрактов. Особенностью сложившейся ситуации является также высокий спрос на пассажирские самолеты бюджетного класса - 36 % всех проданных самолетов приходится на этот сегмент рынка.
Военное самолетостроение значительно отстает от гражданского. Оборот этой отрасли в 2005 году снизился и составил 763 млн евро (1,304 млрд евро в 2004-м), что связано с переносом финансовых отчетов о выполнении программ по военно-транспортному самолету А400М с IV квартала 2005 года на I квартал 2006-го. Таким образом, к результату I квартала добавлен оборот в 539 млн евро.
Работами по программе военно-транспортного самолета А400М занимается отделение "Эрбас милитэри". Разработка и производство этого самолета стало многосторонним проектом, в котором принимали участие Германия, Бельгия, Испания, Франция, Люксембург, Великобритания и Турция. А400М изначально планировался как совместная разработка в рамках военных программ участвующих в проекте стран. В июне 2003 года между "Эрбас милитэри" и OCCAR по поручению семи стран-участниц проекта был заключен контракт. Он предусматривает поставку 60 самолетов для Германии, 50 - для Франции, 27 - для Испании, 25 - для Великобритании, 10 - для Турции и восьми - для Бельгии и Люксембурга. Первый полет серийного А400М намечен на IV квартал 2007 года, а поставки авиационной техники должны начаться в 2009-м.
Помимо перспективного ВТС А400М специалисты отделения военной авиации концерна EADS участвуют в производстве следующих типов военно-транспортных самолетов - "Бреге Атлантик", С-130 "Геркулес", С-212 "Авиокар", CN-235, С-295, Е-3 AWACS, Р-3 "Орион", С. 160 "Трансалл" и других.
Отделение "Эрбас" выпускает 10 моделей пассажирских и грузовых самолетов: серииА320, А318, А319, А320, А321, А310/А300, А310/А300 и А300/600; серии А330/А340: А330 и А340; серии А380: А380 и A380F.
На предприятиях, принадлежащих концерну EADS, производятся также боевые самолеты: "Тайфун", "Торнадо", F-4 "Фантом-2", AV-8B "Харриер", EF-18 "Хорнет" и "Мираж-F. 1". Наибольшее количество контрактов было заключено на поставку тактического истребителя "Тайфун" - Великобритания (232), Германия (180), Италия (121), Испания (87) и Австрия (18).
Кроме того, фирма "СТН Атлас электроник" занимается производством беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различного назначения: разведывательных, ударных и БЛА целеуказания. В настоящее время мощности этой и других фирм, принадлежащих EADS, позволяют выпускать модели CL-289, "Игл", "Евро Хок", "Евро Маль", Mini-UAV, "Орка", "Скорпио", "Севейор-2500" и "Тракер".
Оборот отделения вертолетостроения "Еврокоптер" в 2005 году составил 3,211 млрд евро (прирост 15 % относительно 2004-го). В том же году изготовлен 401 вертолет (в 2004-м - 332), при этом 71 % заказов находился вне европейского рынка. Велик интерес к транспортному вертолету NH-90 и другим моделям гражданских машин. Транспортная версия военного вертолета NH-90 имеет индекс ТТН (Tactical Transport Helicopter.) NH-90 проектировался с учетом возможного боевого применения на неподготовленной местности, а размеры грузового отсека рассчитаны в том числе на погрузку легкой сухопутной техники. ТТН может взять на борт до 20 человек или перевозить грузы массой до 2 500 кг. Существует еще одна версия NFH (NATO Frigate Helicopter), представляющая собой вертолет ВМС, рассчитанный для размещения на фрегатах проектов 123 и 124, а также на кораблях будущих поколений, находящихся на стадии разработки в ВМС ФРГ.
В 2005 году получены заказы на строительство вертолетов военного и гражданского назначения, их сервисное обслуживание и НИОКР на сумму более 3,5 млрд евро. Портфель заказов компании пополнился 401 вертолетом, в том числе 44 ЕС-120 "Колибри", 193 ЕС-130, 87 ЕС-135, 20 ЕС-145, 25 ЕС-155 семейства "Дофин" ("Пантера"), 14 ЕС-225 "Супер Пума" (ЕС-725"Кугар"), шестью машинами "Тигр" и 12 NH-90.
Отделение "Еврокоптер" совместно с испанским "Альбачет" в 2005 году начало производство по заказу ВС Испании вертолетов "Тигр" в версии HAD. 18 таких машин будет выпущено и еще шесть модернизировано до этой версии. Кроме того, ВС Испании приняли решение о покупке 51 ЕС-135 и 45 NH-90.
США в 2005-м сделали заказы на 122 вертолета производства "Еврокоптер". Также было подписано соглашение о начале масштабной программы модернизации вертолетов "Дофин" американской береговой охраны. Компания "Америкэн Еврокоптер" в партнерстве с "ЕАДС Норт Америка", "Сикорский", "Вествинд" и CAE участвует с моделью UH-145 в тендере на поставки 322 легких вертолетов LUH (Light Utility Helicopter) для сухопутных войск США.
Компания KAI (Республика Корея) в партнерстве с "Еврокоптер" в период с 2006 по 2011 планирует продолжать разработку военно-транспортного вертолета КНР. В последующие 10 лет они намечают выпустить 245 таких машин. Продажами вертолетов КНР производства KAI и "Еврокоптер", которых планируется произвести 250 единиц за 20 лет, займется их общая дочерняя компания.
Японское отделение компании "Еврокоптер" выиграло в 2005 году конкурс на поставку вертолетов для береговой охраны страны (ЕС-225). В начале того же года было принято решено, что вертолетами "Еврокоптер" будет оснащена также служба полетов Императора Японии.
В настоящее время на долю компании "Еврокоптер" приходится более 50 % японского рынка гражданских вертолетов и вертолетов двойного назначения. В этой стране эксплуатируются многие типы вертолетов производства "Еврокоптер", в частности ЕС-135, "Дельфин" и "Супер Пума". Недавно для управления национальной обороны Японии был поставлен один вертолет ЕС-225.
Другой тип вертолета, пользующийся успехом в Японии - совместно разработанный с компанией "Кавасаки хэви индастриз" - ВК117, рассчитанный на перевозку шести-девяти пассажиров. В настоящее время в Японии эксплуатируются более 60 ВК117 (всего в мире продано 450 вертолетов этого типа). На сегодняшний день новая модификация ЕС-145 (ВК117С2), разработанная совместно японскими партнерами, является одним из самых продаваемых в мире вертолетов.
К началу 2006 года общее количество заказов на вертолет "Тигр" составило 206 машин, из них Франция и Германия закупят по 80 машин, Испания - 24, Австралия - 22, причем поставки во все эти страны уже начались: в 2005 году Испания и Франция получили по пять машин, Германия - четыре, Австралия - две. Кроме того, возобновила работу международная школа обучения пилотов навыкам пилотирования вертолетов "Тигр" в Ле Люк.
Многоцелевой вертолет NH-90, состоящий на вооружении 11 европейских стран, Австралии, Новой Зеландии и Омана, в 2005 году был впервые собран в Финляндии и Швеции и успешно прошел первые испытания. В конце того же года положительную оценку этой модели дали специалисты испытательного подразделения инженерных войск Франции.
По сообщениям зарубежных СМИ, в последней декаде марта 2006 года было подписано соглашение о вхождении консорциума EADS в группу компаний "Талес".
Таким образом, по оценкам иностранных экспертов, в результате этого слияния появится новый мировой гигант оборонной промышленности, работающий в области авиации, космонавтики и радиоэлектроники.