Носитель водолазов типа "Класс 5"
Носитель водолазов типа "Класс 5" ВМС ОАЭ
Капитан 2 ранга С. Прокофьев
Носитель водолазов мокрого типа "Класс 5", разработанный фирмой "Марин текнолоджис" (ОАЭ), предназначен для транспортировки экипажа и груза массой до 450 кг на дальность до 60 миль (111 км) с крейсерской скоростью б уз. По данным справочника "Джейн", всего было произведено и поставлено заказчикам, включая ВМС ОАЭ и ряд стран Среднего Востока, 20 аппаратов данного типа.
Корпус носителя изготовлен из армированного стеклопластика и углеродных композиционных материалов. Основные тактико-технические характеристики носителя водолазов типа "Класс 5" приведены в таблице.
ТТХ носитель водолазов типа "Класс 5"" |
|
Характеристика | Значение |
Длина, м | 9,1 |
Диаметр, м | 1,15 |
Масса сухого носителя, т | 3,5 |
Водоизмещение, т | 8 |
Мощность электродвигателя, кВт | 8 |
Скорость плавания, уз (км/ч): | |
максимальная | 7 (12,96) |
крейсерская | 6 (11,11) |
Глубина погружения, м: | |
максимальная | 50 |
рабочая | 30 |
Автономность, ч | 10 |
Экипаж, человек | 2 |
Для движения носителя используется бесщеточный гребной электродвигатель (ГЭД) постоянного тока с винтом регулируемого шага (ВРШ) в кольцевой насадке. Переключатель ГЭД имеет пять фиксированных скоростей переднего хода и пять - заднего. Питание электродвигателя обеспечивается никель-кадмиевой аккумуляторной батареей (АБ), расположенной в двух конформных отсеках (в нижней части корпуса носителя). На носителе могут устанавливаться АБ типа SAFT STM5.100, разбитые на 66 групп, емкостью 100 А/ч и напряжением 24 В или типа SAFT STM5.180 (четыре группы, емкостью 180 А/ч). Батарея рассчитана на 2 000 циклов зарядки. Маневрирование аппарата обеспечивается кормовыми горизонтальными и вертикальными рулями, расположенными за насадкой винта.
"Класс 5" оборудован комплексом средств управления, навигации и связи, включающим: ГАС переднего обзора (для обнаружения препятствий впереди по курсу носителя) с дальностью обнаружения 150 м; эхолот с дальностью действия 30 м; автоматическую систему удержания заданного курса и глубины; навигационную аппаратуру потребителя КРНС NAVSTAR, сопряженную с электронной картой района плавания; электронный компас; глубиномер и бортовое переговорное устройство. Прием сигналов КРНС осуществляется с помощью телескопического антенно-мачтового устройства, выдвигаемого над водой.
Экипаж носителя - два водолаза - размещается в отдельных проточных (проницаемых) отсеках (в верхней части корпуса), закрывающихся стеклопластиковыми сдвижными крышками. В переднем отсеке располагается командир экипажа, который осуществляет управление носителем и ГЭД, а в заднем - штурман. Все необходимая для управления аппаратом информация отображается на жидкокристаллических индикаторах в отсеках командира и штурмана. Позади отсека штурмана расположен грузовой отсек объемом 700 л.
Для обеспечения полной автономности плавания носитель оборудован стационарной дыхательной системой (СДС), независимой для каждого члена экипажа. Система включает два баллона дыхательной газовой смеси емкостью 6,8 лс рабочим давлением 200 атм. Состав смеси зависит от выполняемой задачи (предполагаемых глубин погружения). Как правило, это 60-или 50-процентная кислородно-азотная смесь. Среднее время работы СДС - 6 ч. Кроме того, водолазы экипируются индивидуальными изолирующими дыхательными аппаратами (ИДА) с полузамкнутой схемой дыхания. В процессе выполнения задачи под водой члены экипажа могут самостоятельно переключаться с одной системы дыхания на другую.