Учебно-тренировочный самолёт М-346
Полковник В. Нейвинский
В середине 1998 года в связи с задержками НИОКР, вызванными экономической ситуацией в России, компания «Аэрмакки SpA», являвшаяся совладельцем патента на создаваемый совместно с ОКБ им. А.С. Яковлева экспериментальный учебно-тренировочный самолет (УТС) AEM-130D и владеющая правами на производство и внесение изменений в его конструкцию, приступила к самостоятельной дальнейшей разработке этого проекта. Финансирование работ взяло на себя министерство промышленности Италии, а сертификация самолета, получившего обозначение Аэрмакки М-346, была поручена итальянскому центру летных испытаний.
Одновременно разработчики приступили к наземным статическим испытаниям и исследованиям на усталостные разрушения элементов конструкции, которые были закончены в 2005 и 2006 годах соответственно.
В январе 2005 года, после презентации самолета на авиасалоне Фарнборо, между компанией «Аэрмакки» и министерством обороны Греции был подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий участие потенциального партнера в производстве новой машины. В январе 2006 года был заключен контракт о 10-процентном участии Греции в проекте, включая разработку дизайна, а также изготовление и сборку некоторых компонентов конструкции, в том числе хвостовой части фюзеляжа.
В конце 2006 года первые три самолета из малой промышленной партии приступили к выполнению 700-ч программы летных испытаний, а в мае 2007-го итальянское правительство выразило намерение приобрести 14 таких УТС.
Оборудование кабины соответствует требованиям к современным боевым самолетам, например таким, как «Тайфун». М-346 может эксплуатацироваться практически на любых аэродромах, для чего предусмотрены возможность использования стандартного наземного оборудования, автономный запуск двигателей, а также установлены бортовая система генерации кислорода, встроенная аппаратура контроля и вспомогательный блок электропитания. БРЭО самолета соответствует техническим требованиям к использованию шин передачи данных стандартов MIL-STD-1350A, MIL-A-8660A и MIL-STD-470B (основная).
Обшивка фюзеляжа, крыла и киля выполнены из алюминиевых сплавов. Элероны, предкрылки, закрылки, аэродинамический тормоз, руль поворота и элевоны выполнены из композиционных материалов и усилены металлическими элементами. Передняя кромка и обшивка корневой части киля, а также хвостовой обтекатель изготовлены из кевлара, а носовой обтекатель и задняя кромка киля - из стекловолокна. Силовыми элементами крыла являются три основных и два вспомогательных лонжерона. В консоли крыла встроены топливные баки. Кабина и хвостовая часть фюзеляжа усилены углеволокном. Самолет оборудован убирающимся шасси германской компании «Либхер». Размеры пневматиков 61х20 см (по одному колесу на основной стойке) и 46х14 см (колесо носовой опоры). Управление шасси гидравлическое, с двумя аварийными гидроакумуляторами.
Силовая установка включает два ТРДД F124-GA-200 американской компании «Ханиуэлл» с максимальной статической тягой 27,9 кН каждый. Двигатели оборудованы двухканальной цифровой системой типа FADEC (Full-Authority Digital Engine Control), предусматривающей управление бортовым компьютером всеми параметрами работы силовой установки при контроле со стороны летчика. Топливная система разработана фирмой «Секондо Мона». Общий запас топлива 2 500 л (по 394 л в двух крыльевых баках, 1 493 л в центральном фюзеляжном и 219 л в расходном). Система централизованной заправки топливом под давлением обеспечивает заправку самолета с работающими двигателями. На внутренних подкрыльевых пилонах предусмотрена подвеска двух топливных баков емкостью по 580 л.
Четырехканальная многорежимная система автоматического управления полетом совместной разработки итальянской компании «Телеавио» и британской «БАэ системз» улучшает статическую устойчивость самолета. Система управления электродистанционная. Элероны, стабилизатор и руль направления включены в первичный контур управления, а двухщелевые предкрылки, закрылки и надфюзеляжный тормозной щиток - во вторичный. Оба контура выполнены с двойным резервированием. Силовые приводы разработаны американской компанией «Смите аэроспейс».
В герметической кабине поддерживается постоянное избыточное давление около 0,25 кг/см2. Она оснащена бортовой системой генерации кислорода и системой кондиционирования воздуха, работающей от основной энергосистемы при запущенных двигателях или при выключенных - от вспомогательного блока электропитания. Система электропитания компании «ASE энд лоджик» включает установленные по одному на двигателе (для взаимного дублирования на случай отказа) генераторы переменного тока мощностью 20 кВт каждый, два трансформатора-выпрямителя мощностью по 9 кВт, один аварийный генератор постоянного тока вспомогательного блока электропитания компании «Микротурбо Рубис» напряжением 28 В и мощностью 5 кВт, а также две никель-кадмиевые аккумуляторные батареи. Вспомогательный блок электропитания обеспечивает запуск двигателя в воздухе до высоты 6 100 м, наддув кабины избыточным давлением и питание других потребителей постоянным током.
Две шины цифровых данных двойного резервирования стандарта MIL-STD-1553В обеспечивают работу двух групп БРЭО: в первую входят датчики и инструментальное оборудование, а во-вторую - БРЛС, система управления вооружением (СУВ), ИК-станция обзора передней полусферы, бортовой комплекс обороны, система предупреждения об облучении радиотехническими средствами противника и нашлемные системы целеуказания и индикации (НСЦИ). Дополнительная шина данных стандарта MIL-STD-1760 обеспечивает работу СУВ.
Радиосвязное оборудование, разработанное итальянской компанией «Маркони», включает две УКВ-радиостанции, запросчик-ответчик системы госопознавания «свой - чужой» и самолетное переговорное устройство.
Радионавигационное оборудование состоит из инерциальной навигационной системы на основе лазерного гироскопа компании «Ханиуэлл», радиотехнической станции ближней навигации «Такан» британской компании «Талес» и маркерного радиоприемника американской фирмы «Коллинс».
На подфюзеляжную точку подвески устанавливается блок разведоборудования Vin-ten Vicon 19, ИК-станция обзора передней полусферы «Лайтнинг» или прицельное оборудование ATLIS (Automatic Tracking Laser Illuminating System).
Инструментальное оборудование включает индикатор на лобовом стекле, две НСЦИ, цветные ЖК-индикаторы размером 127 х 127 мм (по три в кабине) и нашлемные ИК-приборы ночного видения. В середине верхней части приборной панели под индикатором на лобовом стекле расположены органы управления навигационным и связным оборудованием, а также СУВ. В кабине установлен пульт ввода данных полетного задания, ТВ-камера регистрации действий экипажа и система имитации работы с оборудованием РЭБ для повышенного уровня обучения.
В состав бортового комплекса обороны входит система предупреждения об облучении (радиотехническими средствами противника), оборудование для отстрела ИК-ловушек и ПРЛ-патронов и подвесной контейнер РЭБ ELT555. Вооружение размещается на девяти точках подвески: одной подфюзеляжной (600 кг), шести подкрыльевых (по 1 050 кг - внутренние, по 550 кг - средние и по 300 кг - внешние) и двух на законцовках крыла. Кроме того, в опционе может быть установлена подфюзеляжная пушка. Стандартные боекомплекты включают:
- шесть бомб Мк 82 калибра 500 фунтов, или четыре Мк 83 калибра 1000 фунтов, или две Мк 84 калибра 2000 фунтов;
- четыре УАБ GBU-12 калибра 500 фунтов, или одна GBU-16 калибра 1000 фунтов или одна Opher Mk 82;
- шесть бомбовых кассет Мк 20 «Рокай» или четыре BL755;
- шесть бетонобойных бомб «Дюрандаль»;
- четыре блока для НАР BRD-4 или LAU-7, LAU-5002, LAU-32;
- четыре УР AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух»;
- четыре УР AGM-65 «Мейверик» класса «воздух - земля»;
- четыре ПТУР «Бримстоун».
Кроме того, для обучения боевому применению по морским целям предусмотрена подвеска ПКР «Марте» Mk 2А.
Таким образом, по мнению разработчиков, УТС М-346 обладает характеристиками, позволяющими отрабатывать порядок выполнения боевых заданий при имитации высоких физических и психоэмоциональных нагрузок, испытываемых летчиками современных истребителей. Его высокая надежность, а также низкая стоимость эксплуатации и обслуживания позволят на 30-40% сократить время практической переподготовки летчиков на боевой самолет.