Шведская самоходная гаубица FH77 BW L52 "Арчер"
Полковник Б. Калиничев
Шведская фирма "БАэ системз бофорс" по заказу главного материально-технического управления министерства обороны разработала 155-мм самоходную гаубицу (СГ) FH77 BW L52 "Арчер" с длиной ствола 52 клб, отвечающую требованиям стандарта НАТО.
Особенностями нового орудия являются авиатранспортабельность и наличие АСУ огнем с встроенной навигационной аппаратурой, сопрягаемой с автоматизированными системами боевого управления тактического звена. Конструкция и оснащение СГ обеспечивают возможность заряжания, наведения и восстановления наводки орудия после выстрела, а также ведение огня в автоматическом режиме, в том числе стрельбу на разновысоких траекториях по одиночной цели.
Артиллерийская часть имеет бронезащиту приводов управления и наведения. В ней размещаются подъемный, поворотный и уравновешивающий механизмы, противооткатные устройства и автомат заряжания.
Для стрельбы из гаубицы могут применяться все типы 155-мм снарядов стандарта НАТО, в том числе кассетный "Бонус" и управляемый М982 "Эскалибур" с коррекцией траектории по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR. В качестве метательных используются новые (основной и дополнительный) модульные заряды "Юнифлекс-2".
Орудие смонтировано в кормовой части автомобиля повышенной проходимости "Вольво" А30Д (колесная формула 6х6). Перевод СГ из походного положения в боевое и обратно осуществляется автоматически. Устойчивость машины при ведении огня обеспечивается двумя откидными опорными плитами. В качестве дополнительного вооружения используется дистанционно управляемый модуль вооружения, смонтированный на крыше кабины. Он комплектуется 12,7-мм пулеметом и пусковыми установками дымовых гранат.
Бронированная кабина автомобиля обеспечивает защиту личного состава от пуль калибра 7,62 мм. Она оснащена пультом дистанционного управления артиллерийской частью, системами коллективной защиты и пожаротушения, средствами радиосвязи, а также кондиционером. Внутри кабины за водителем оборудованы три автоматизированных рабочих места для номеров расчета.
Открытая конструкция элементов ходовой части и разнесенное бронирование днища машины обеспечивают ее устойчивость при подрыве под любым колесом взрывного устройства мощностью до 6 кг в тротиловом эквиваленте. При этом, по утверждению разработчиков, энергия взрыва не вызывает серьезных повреждений корпуса и элементов артиллерийской части СГ. Кроме того, амортизационная конструкция сидений и наличие ремней безопасности позволяют значительно снизить воздействие ударной волны на личный состав.
В середине 2009 года предусматривается начать поставки СГ FH77 BW L52 "Арчер" в войска. Всего к 2011 году в СВ предполагается иметь 24 гаубицы в составе двух артиллерийских дивизионов. Проект оценивается в 25 млн долларов США. Заинтересованность в приобретении этой артиллерийской системы проявляют Норвегия (24 единицы), Австралия (18-36), Дания (24) и Малайзия (18-24). По оценкам зарубежных специалистов, перспективными заказчиками являются также Канада и Катар.
Основные ТТХ 155-мм СГ FH77 BW L52 "Арчер" |
|
Боевая масса, т | около 33 |
Расчет, человек | 4 |
Максимальная дальность стрельбы, км: | |
- обычным снарядом | 27 |
- кассетным снарядом "Бонус" | 35 |
- активно-реактивным снарядом | 40 |
- управляемым снарядом ХМ982 | 55-60 |
- прямой наводкой | 2 |
Углы наводки, град.: | |
- в горизонтальной плоскости | ±75 |
- в вертикальной плоскости | от 0 до 70 |
Скорострельность: | |
- практическая, выстр./ч | 75 |
- максимальная, выстр./с, | 3/15 |
выстр./мин | 20/2,5 |
Время перевода из походного положения в боевое и обратно, с | 30 |
Возимый боекомплект, выстрелов: | |
- всего | 40 |
- готовых к стрельбе | 20 |
Мощность двигателя, л. с. | 325 |
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч | 70 |
Дорожный просвет, м | 0,45 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 0,75 |
Запас хода по шоссе, км | 400-500 |
Зарубежное военное обозрение. 2009, №8, С.44-45