Разработка лёгкого боевого самолёта FA-50 в Республике Корея

Полковник В. Нейвинский

Управление программ закупок ВВТ министерства обороны DAPA (Defense Acquis-Л Шоп Program Administration) Республики Корея заключило контракт с национальной компанией "КАИ" (KAI, Korea Aerospace Industries) на разработку и производство легкого боевого самолета FA-50. Стоимость соглашения, предусматривающего проведение НИОКР по модификации FA-50, а также интеграцию систем составляет около 306млн долларов. В рамках заключенного контракта "КАИ" усовершенствует \ до этой версии четыре опытных образца Т-50 "Голден Игл". \

Вцелях сокращения сроков подготовки летчиков-истребителей, а также оптимизации затрат для ввода их в строй на боевой технике и на прохождение курса учебно-боевой подготовки в 1992 году командование ВВС Республики Корея (РК) пришло к выводу о необходимости разработки учебно-тренировочного и легкого боевого самолетов. После того как это решение одобрило правительство, началась реализация программы, получившей название КТХ-2 (Korean Trainer, experimental, корейский экспериментальный учебный самолет).

Эскизный проект новой машины был разработан при участии американской авиастроительной корпорации "Локхид-Мартин" с учетом требований подготовки пилотов тактического истребителя F-16, поставляемого ею в РК в рамках программы "Корейский истребитель F-16" (F-16 Korean Fighter Programme), и первоначально представлял собой высокоплан с двойным хвостовым оперением. К середине 1995 года рабочий облик самолета обрел новые очертания, и в сентябре 1997-го между компаниями "Самсунг" и "Локхид-Мартин" было подписано соглашение о дальнейшей разработке самолета.

Финансирование программы осуществлялось при участии правительства РК (70 %), совместного предприятия "Самсунг" - "КАИ" (17 %) и концерна "Локхид-Мартин" (13 %). Корейская сторона отвечает за производство фюзеляжа, хвостового оперения и крыла, а также конечную сборку на производственной линии в г. Сачхон. Американский партнер взял на себя ответственность за разработку системы управления и бортового радиоэлектронного оборудования.

В октябре 1997 года был подписан контракт о разработке полномасштабного образца новой техники и производстве двух планеров для проведения наземных статических испытаний прочностных параметров, а также двух учебно-тренировочных самолетов Т-50 и двух учебно-боевых А-50 для выполнения летных испытаний. При этом 55 % работ были поручены американской стороне, 44 - корейской и 1 % выпал на долю других субконтрактантов.

В июле 1999 года был утвержден предварительный облик самолета, и к декабрю того же года проведено 4 800 ч продувок в аэродинамической трубе. Решение об окончательном дизайне было принято в августе 2000 года, в начале которого проект КТХ-2 получил индексы Т-50 и А-50.

Первый опытный образец был собран в январе 2001 года, а первый полет он совершил в августе 2002-го. В феврале следующего года был выполнен первый полет на сверхзвуковой скорости (М = 1,05 на высоте 12 200 м), в апреле в ходе 100-го испытательного полета была достигнута скорость М=1,2. Третий и четвертый опытные образцы под обозначением А-50, оснащенные пушечным вооружением и бортовой РЛС, были включены во вторую фазу программы испытаний соответственно в июле и августе.

В июле 2003 года завершились заводские испытания (105 полетов), после чего программа вступила в фазу войсковых испытаний, которая была завершена в августе 2005 года. Наземные статические испытания начались в январе 2002 года и закончились в августе 2003-го, к концу которого суммарный налет четырех опытных образцов составил 235 ч в 241 вылете. В октябре того же года начались наземные испытания пушечного вооружения. Стендовые исследования на усталость конструкции (300 ч) проводились с июля 2002-го по июнь 2004 года. 80 полетов на испытание РЛС APG-67(V)4 были выполнены с декабря 2003-го до середины 2004 года. В 2004 году были также проведены следующие этапы испытаний и исследований:

ТТХ УТС Т-50 "Голден Игл"
Размах крыла (включая пусковые устройства на законцовш крыла), м 9,11 (9,45)
Длина, м 13,14
Высота, м 4,94
Масса пустого, кг 6441
Максимальная масса топлива во внутренних баках, кг 2 220
Максимальная масса полезной нагрузки, кг 4 763
Максимальная взлетная масса, кг  
- без внешних подвесок 9 339
- с внешними подвесками 13471
Максимальная скорость, км/ч 1 509
Скорость сваливания, км/ч 195
Максимальная скороподъемность на уровне моря, м/с 201
Динамический потолок, м 16 760
Практический потолок, м 14 935
Максимальная скорость вращения относительно продольной оси, град/с 200
Длина разбега, м 345
Длина пробега, м 707
Максимальная дальность полета, км 2 592
Максимальная, нормальная перегрузка на высоте 4 570 м, ед + 6,5
Ограничение по нормальной перегрузке, g +8/-3

- Март Запуск двигателя в воздухе. Полеты с подвеской средств поражения.

- Июнь-июль. Полеты на предельных углах атаки.

- Октябрь. Применение подвесных средств поражения,

- Декабрь. Полеты на максимальной приборной скорости и числе М, а также с максимальной нормальной аэродинамической перегрузкой. Климатические исследования, в том числе в условиях обледенения.

С октября 2004-го по январь 2005 года десять испытательных полетов на применение пушечного вооружения, в том числе на сверхзвуковых скоростях.

К середине марта 2005 года программа основных летных испытаний была выполнена на 70 % (800 полетов), а завершена в мае того же года (1 146 полетов). Дальнейшие исследования будут проводится с целью изучения расширенных возможностей по применению авиационных средств поражения.

УТС Т-50 "Голден Игл" имеет следующие модификации:

Т-50 (AJT, Advanced Jet Trainer) - перспективный учебно-тренировочный реактивный самолет. Не оснащен пушкой и БРЛС.

Т-50 LIFT (Lead-in fighter trainer) - легкий учебно-боевой самолет. Оборудован РЛС и встроенной пушкой, оснащен программным обеспечением системы вооружения. Альтернативное обозначение АТ-50.

ТА-50 (в ВВС РК А-50) - легкий штурмовик. Оснащен БРЛС и встроенной пушкой, имеет программное обеспечение для управления вооружением.

FA-50 - легкий боевой самолет, предназначенный для замены машин F-5. Первый полет запланирован на конец 2009 года или начало 2010-го с принятием на вооружение в 2013-м.

ЕА-50 - самолет РЭБ, оснащенный активными средствами РЭП и противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM.

RA-50 - разведывательный вариант со средствами оптоэлектронной и инфракрасной разведки, размещенными в подвесных контейнерах. Две последние модификации разработаны в 2007 году, производство на настоящее время не профинансировано.

Бюджет программы, объявленный в 1995 году, составлял 2 млрд долларов, но после ряда пересмотров к октябрю 1997-го, был сокращен до 1,27 млрд. Стоимость одного Т-50 в 2000 году составила 18-20 млн долларов, а одного АТ-50-20-22 млн.

Конструктивно этот самолет является среднепланом со стреловидным по передней кромке крылом, имеющим переменную геометрическую крутку и аэродинамический наплыв в корневой части с размещенными под ним воздухозаборниками. Хвостовое оперение включает цельноповоротный стабилизатор с обратным поперечным V и стреловидный по передней кромке киль.

$IMAGE5$

 Обшивка фюзеляжа выполнена из алюминиевого сплава.

Система управления флаперонами, предкрылками, стабилизатором и рулем направления электродистанционная с тройным резервированием. Исполнительные механизмы - гидравлические приводы компании "Паркер энд Муг". Два щелевых воздушных тормоза расположены в задней части фюзеляжа между соплом двигателя и половинами стабилизатора.

Посадочные устройства включают убираемое трехопорное шасси фирмы "Месье-Доути" с одним колесом и воздушно-масляным амортизатором на каждой стойке, а также посадочный гак. Основные стойки при помощи гидросистемы (состоящей из двух независимых подсистем) убираются в ниши каналов воздухозаборников, а передняя - вперед по полету.

Самолет оснащен одним ТРДД F404-GE-102 компании "Дженерал электрик" с максимальной тягой на форсаже 78,7 кН. Полностью электронное управление двигателем заимствовано у двигателя F414 той же компании. При этом, последний рассматривается в качестве перспективной силовой установки для оснащения Т-50. Им также оснащается учебно-тренировочный самолет "Мако" концерна ЕАДС, и, кроме того, он, возможно, будет устанавливаться на усовершенствованный вариант истребителя JAS-39 "Грипен" и индийский легкий боевой самолет "Тед-жас". Вспомогательная силовая установка обеспечивает запуск двигателя F404 на высотах до 6 100 м.

Внутренний запас топлива находится в семи топливных баках общей емкостью 2 707 л - пять в фюзеляже и по одному установлены в каждой консоли крыла. Предусмотрена подвеска до трех внешних топливных баков емкостью по 568 л под центропланом и консолями крыла.

Экипаж размещается в кабине тандемного типа, оборудованной катапультными креслами фирмы "Мартин-Бейкер", обеспечивающими безопасное покидание самолета на земле при нулевой скорости. Единый фонарь кабины открывается вверх-назад. Для обеспечения нормальных условий работы экипажа на больших высотах компанией "Нортроп-Грумман" разработана система генерации кислорода.

А-50 оборудован РЛС AN/APG-67(V)4 компании "Локхид-Мартин". Радиосвязное оборудование включает радиостанции ARC-232 (UHF/VHF) фирмы "Рейтеон" и АРХ-118 (IFF) "БАэ системз". В варианте штурмовика для применения бортового вооружения самолет оборудован двухрежим-ной ("воздух - воздух" и "воздух - земля") БРЛС Vixen 500Е AESA, имеющей антенну с активной фазированной решеткой. Она работает в Х-диапазоне (8-12,5 ГГц), угол сканирования ± 60°. Время наработки на отказ 1000 ч.

Управление самолетом компании "Рокуэлл Коллинс" с системой HOTAS (Hands On Throttle And Stick) предусматривает размещение всех основных органов управления на рычаге управления двигателем и ручке управления самолетом. Машина оснащена прицельно-навигационной системой VIR-130А, инерциально-навигационной системой на основе кольцевого лазерного гироскопа H-764G со встроенным приемником КРНС NAVSTAR, радионавигационной системой TACAN, радиовысотомером HG-9550.

Инструментальное оборудование включает систему отображения информации на отражателе прицела фирмы "БАэ системз" с широким углом обзора, два цветных многофункциональных дисплея размером 127х127 мм и восемь дисплеев с размером диагонали 76 мм для индикации в том числе пространственного положения самолета, высоты и скорости полета.

В целях повышения живучести в варианте АТ-50 предусмотрен наддув топливной системы нейтральным газом, установлены устройство отстрела дипольных отражателей и ИК-ловушек, а также приемник предупреждения об облучении активными средствами наведения.

Версии АТ-50 и А-50 оснащены встроенной 20-мм трехствольной пушкой М61А2 типа "Гатлинг", специально для этого самолета разработанной совместно подразделением GDATP концерна "Дженерал дайнэмикс" и компанией "КАИ". Пушка размещена в верхней части левого аэродинамического наплыва крыла, благодаря чему пороховые газы при стрельбе не попадают в левый воздухозаборник, находящийся под ним. Ее скорострельность составляет 3000 выстр/мин, а бортовой боезапас - 250 снарядов. Оба варианта оборудованы семью точками подвески - одна на центроплане и по две на каждой консоли крыла, на которых могут размещаться УР класса "воздух - земля" (включая учебные AGM-65 "Мейверик"); блоки НАР; бомбы Мк 82, 83 и 84 калибров 500, 1000 и 2000 фунтов (в том числе практические BDU-33); контейнеры малогабаритных грузов CBU-58, Мк20 и SUU-20; учебные воздушные мишени AGTS и TIX-3; подвесные контейнеры с аппаратурой для управления маневрированием самолета в воздушном бою ACMI (Air Combat Manoeuvring Instrumentation), а также по одному пусковому устройству на законцовках крыла для УР типа "воздух - воздух" AIM-9 "Сайдвиндер".

Первый контракт на поставку 25 самолетов в версии Т-50 для национальных ВВС заключен в декабре 2003 года. В ноябре 2006-го было подписано соглашение о производстве еще 50 машин Т-50 и ТА-50 (А-50).

Массовое поступление южнокорейского сверхзвукового учебно-тренировочного самолета (УТС) Т-50 "Голден Игл" и созданного на его базе легкого штурмовика ТА-50 позволит к 2012 году на 700 тыс. долларов сократить расходы на подготовку одного летчика-истребителя. Кроме того, по мнению представителей ВВС РК, применение этих машин также обеспечит 20-процентную экономию времени подготовки пилотов, которое составит 28 месяцев. В настоящее время продолжительность полного курса обучения одного летчика-истребителя составляет 33 месяца и он обходится в 2,15 млн долларов.

По оценкам южнокорейских специалистов, после полного освоения УБС ТА-50 летчикам будет достаточно пяти месяцев для переподготовки на имеющейся сейчас на вооружении ВВС РК истребитель F-16.

Первоначальная потребность ВВС РК составляет 94 самолета с опционом до 100 единиц, включая варианты А-50, АТ-50 и FA-50, предназначенных для замены самолетов Т-38 и F-5B, а в перспективе F-5.

Для продвижения новой авиатехники на международный рынок в сентябре 2000 года компании "КАИ" и "Локхид-Мартин" основали совместное предприятие "Т-50 интернешнл" (TFI). В 2004 году для проведения показательных испытаний были приглашены представители ВВС Израиля и Объединенных Арабских Эмиратов, итогом которых стала разработка версии T-50U. В этом варианте передняя и задняя кабины оборудованы третьим, увеличенного размера, многофункциональным ЖК-дисплеем, аналогичным установленным на тактических истребителях F-16 ВВС ОАЭ, и индикатором на лобовом стекле - как на самолете "Мираж-2000-9". Кроме того, установлены линия передачи данных ТВА-6030 компании "Талес" и приемник ИК-излучения. Израильским ВВС этот самолет предлагается для замены УТС ТА-4А и J. Интерес к новой машине проявили также военные специалисты Греции и Сингапура. По оценке южно-корейских специалистов, ее экспортный потенциал составляет 600-800 единиц.

Основным отличием FA-50 от прототипа станет его оснащение импульсно-доплеровской РЛС EL/M-2032 израильской компании "Элта системз", которая способна осуществлять поиск и сопровождение наземных, надводных и воздушных целей на дальности до 150 км. FA-50 будет оснащен комплектом оборудования, позволяющим применять кассетные боеприпасы со встроенной поправкой на ветер WCMD (Wind-Corrected Munition Dispenser). Воружение будет включать УР класса "воздух-земля" AGM-65 "Мейверик" и УАБ семейства JDAM. Планируется, что отдельный контракт на изготовление самолетов будет подписан с "КАИ" по результатам испытаний прототипов. На первом этапе DAPA намерено приобрести около 60 FA-50. Одновременно планируется начать их поставки на экспорт. Новые легкие боевые самолеты также выступят в роли "технологического моста" к перспективным самолетам пятого поколения, разрабатываемым в рамках программы KFX. В общей сложности ВВС Южной Кореи намерены принять на вооружение до 150 машин этой модификации.

Зарубежное военное обозрение. 2009, №2, С.58-61

Всего комментариев: 0
avatar