Шведская самоходная гаубица FH77 BW L52 "Арчер"
Полковник Б. Калиничев
Шведская фирма "БАэ системз бофорс" по заказу главного материально-технического управления министерства обороны разработала 155-мм самоходную гаубицу (СГ) FH77 BW L52 "Арчер" с длиной ствола 52 клб, отвечающую требованиям стандарта НАТО.
![]() |
![]() |
![]() |
Особенностями нового орудия являются авиатранспортабельность и наличие АСУ огнем с встроенной навигационной аппаратурой, сопрягаемой с автоматизированными системами боевого управления тактического звена. Конструкция и оснащение СГ обеспечивают возможность заряжания, наведения и восстановления наводки орудия после выстрела, а также ведение огня в автоматическом режиме, в том числе стрельбу на разновысоких траекториях по одиночной цели.
Артиллерийская часть имеет бронезащиту приводов управления и наведения. В ней размещаются подъемный, поворотный и уравновешивающий механизмы, противооткатные устройства и автомат заряжания.
Для стрельбы из гаубицы могут применяться все типы 155-мм снарядов стандарта НАТО, в том числе кассетный "Бонус" и управляемый М982 "Эскалибур" с коррекцией траектории по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR. В качестве метательных используются новые (основной и дополнительный) модульные заряды "Юнифлекс-2".
Орудие смонтировано в кормовой части автомобиля повышенной проходимости "Вольво" А30Д (колесная формула 6х6). Перевод СГ из походного положения в боевое и обратно осуществляется автоматически. Устойчивость машины при ведении огня обеспечивается двумя откидными опорными плитами. В качестве дополнительного вооружения используется дистанционно управляемый модуль вооружения, смонтированный на крыше кабины. Он комплектуется 12,7-мм пулеметом и пусковыми установками дымовых гранат.
Бронированная кабина автомобиля обеспечивает защиту личного состава от пуль калибра 7,62 мм. Она оснащена пультом дистанционного управления артиллерийской частью, системами коллективной защиты и пожаротушения, средствами радиосвязи, а также кондиционером. Внутри кабины за водителем оборудованы три автоматизированных рабочих места для номеров расчета.
Открытая конструкция элементов ходовой части и разнесенное бронирование днища машины обеспечивают ее устойчивость при подрыве под любым колесом взрывного устройства мощностью до 6 кг в тротиловом эквиваленте. При этом, по утверждению разработчиков, энергия взрыва не вызывает серьезных повреждений корпуса и элементов артиллерийской части СГ. Кроме того, амортизационная конструкция сидений и наличие ремней безопасности позволяют значительно снизить воздействие ударной волны на личный состав.
В середине 2009 года предусматривается начать поставки СГ FH77 BW L52 "Арчер" в войска. Всего к 2011 году в СВ предполагается иметь 24 гаубицы в составе двух артиллерийских дивизионов. Проект оценивается в 25 млн долларов США. Заинтересованность в приобретении этой артиллерийской системы проявляют Норвегия (24 единицы), Австралия (18-36), Дания (24) и Малайзия (18-24). По оценкам зарубежных специалистов, перспективными заказчиками являются также Канада и Катар.
|
Основные ТТХ 155-мм СГ FH77 BW L52 "Арчер" |
|
| Боевая масса, т | около 33 |
| Расчет, человек | 4 |
| Максимальная дальность стрельбы, км: | |
| - обычным снарядом | 27 |
| - кассетным снарядом "Бонус" | 35 |
| - активно-реактивным снарядом | 40 |
| - управляемым снарядом ХМ982 | 55-60 |
| - прямой наводкой | 2 |
| Углы наводки, град.: | |
| - в горизонтальной плоскости | ±75 |
| - в вертикальной плоскости | от 0 до 70 |
| Скорострельность: | |
| - практическая, выстр./ч | 75 |
| - максимальная, выстр./с, | 3/15 |
| выстр./мин | 20/2,5 |
| Время перевода из походного положения в боевое и обратно, с | 30 |
| Возимый боекомплект, выстрелов: | |
| - всего | 40 |
| - готовых к стрельбе | 20 |
| Мощность двигателя, л. с. | 325 |
| Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч | 70 |
| Дорожный просвет, м | 0,45 |
| Глубина преодолеваемого брода, м | 0,75 |
| Запас хода по шоссе, км | 400-500 |
Зарубежное военное обозрение. 2009, №8, С.44-45
Зарубежное военное обозрение №10 2023
Зарубежное военное обозрение №9 2023
Зарубежное военное обозрение №8 2023
European Security & Defence №8 2023 

